Понедельник, 24.07.2017, 13:31
АзБукиВеди
ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
 
Категории раздела
Педагогические Мастерские [7]
Обычный необычный урок [1]
Устами младенца... [9]
 
 
 
обобщение
опыта на
сайте КНМЦ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Педагогические Мастерские

Хочу поделиться (идеи, проблемы, поиск, опыт...)
28.04.2011, 17:32
               Меня, как и любого другого, педагога всегда волновал вопрос: как в наше трудное время преодолеть у школьников нежелание учиться и вслед за этим снижение в обществе престижа знаний? Какие найти средства, формы и методы обучения, чтобы разбудить жажду знаний и стремление к саморазвитию? Как вооружить каждого учащегося не только конкретными знаниями, умениями и навыками, но и умением приобретать их самостоятельно?
               В этой связи, преодолевая перегрузку детей, вела активный поиск технологий и методик, позволяющих главное усвоить на уроке. Результативным было использование методики донецкого учителя и ученого В.Ф. Шаталова. Внедрение в практику опорных сигналов, метода многократного повторения, разнообразных форм опроса, работы в парах и группах дало положительные результаты. Дети стали говорить на уроках, регулярно выполнять домашние задания, волноваться за результаты учебы.
               Получив первые практические результаты и воодушевившись ими, занялась дальнейшим поиском инновационных подходов в обучении. Свои плоды принесло развивающее обучение. В этом направлении наибольшую удовлетворенность я испытала при использовании проблемного обучения. Мы так увлеклись данным методом, что ребята практически на каждый урок подыскивали занимательный материал, проблемные вопросы. Они стали в какой-то мере исследователями, очень заинтересованными как в поиске, так и в результате. «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь», - говорили древние. Разбудить мысль учащегося, сделать его активным участником на всех этапах урока, вот, наверное, то главное, чем мы должны руководствоваться при обучении.
               Таким образом, я логически подошла к использованию технологии французских мастерских. В отечественной литературе она именуется как педагогические мастерские. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами, представителями ЖФЭН (французская группа нового образования). В 90-ых годах группа сотрудников С.-Петербургского университета педагогического мастерства начинает адаптировать технологию в практику российского школьного образования. Мне повезло, я прошла курсы, которые проводил А.А. Окунев, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, руководитель асоциации учителей "Петербургское Новое образование". 
            Технология привлекла меня тем, что кроме решения большого круга учебных задач, она имеет большой воспитательный потенциал. Следовательно, ее можно применять не только на уроках, но и во внеклассной работе. На мой взгляд, это важно в условиях происходящей духовной эрозии детских душ.
           Суть технологии заключается в создании психологического комфорта, обстановки добра, тепла и доверия на уроке. Это позволяет учащимся расслабиться, почувствовать душевный комфорт. На таком уроке звучат тихая классическая музыка, хорошие стихи, рассматриваются произведения живописи.
            Основные принципы мастерской заключаются в том, что материал подается малыми дозами, а учитель (Мастер) и ученик едины и равны в поиске знаний. Мастер не случайно пишется с большой буквы, ведь только Мастеру подвластно то действо, которое он осуществляет на уроке. Пользуясь разнообразными педагогическими приемами, он будит мысли, чувства ученика, да так, что тот способен в конце урока нарисовать картину, написать сочинение, провести мини-исследование. Итогом урока-мастерской являются творческие работы детей. Вообще данная технология во многом особенная. По предложению учителя возможен выход за рамки школьного учебника, используется вариативность в проверке знаний, присутствует ненавязчивость. Преимущество этой технологии еще и в том, что на уроке возникает потребность высказаться даже у самого замкнутого ученика. В мастерской мысли каждого ценны, важны, нужны, а все вместе составляют открытие.
              Работая в этой технологии, я пришла к выводу о великой роли слова в развитии детей, ибо «вначале было Слово, и Слово есть жизнь моего внутреннего «Я»». Поэтому уделяю особое внимание развитию речи детей, что пробуждает генетически закодированное слово, свое, личностное. Побуждаю прислушаться к себе, а затем даю возможность «прорасти» в слове, высказаться. Без ложной скромности скажу – у меня на уроке заговорили ученики, которых уже давно не слышали. И это был не голос, а связная речь. Можно определить этот прием как принцип камня, брошенного в воду, и расходящихся от него кругов. Речевое развитие – это осмысление языка в его лексическом многообразии, системе синтаксических конструкций, в ассоциативных связях. В мастерских эта задача решается, когда на каждом этапе пути рождается, конструируется текст. Обязательным элементом мастерских является осознание конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта волевым усилием действия, преодоления. Здесь как бы снимается вопрос конкретного предметного знания, так как законом является синтез всех видов деятельности и обращения к возможностям интеллекта человека в целом. Жизнь мастерских побуждает к работе воображения, когда слово эмоционально окрашено, а значит, равно переживанию.
             В традиционной системе познания учитель принуждает, вынуждает, властвует над волей ребенка. В мастерской же ученик строит свой путь познания и проживает, «выращивает» свои знания. Мастерство учителя состоит в том, чтобы дать возможность ученику самому до всего дойти и сделать вывод.
           И самое принципиальное отличие мастерской от традиционного урока заключается в рефлексии. Это особый анализ своих достижений, работы, ощущений. При этом высказывается каждый участник мастерской, и на этом строится следующий этап работы, ведущий к постижению нового, другого знания.
           Добавлю, что технология имеет четкий алгоритм, который легко прослеживается и выстраивается следующим образом:
· индивидуальная работа – настройка, погружения в работу, работа с текстом, поиск вопросов мыслей, ассоциаций;
· определение пути поиска;
· работа в парах по дополнению своих мыслей и идей в ходе общения с напарником, согласование позиций, первичная проверка на крепость своих аргументов и предположений, совместный поиск знаний;
· создание общего проекта в группах (4-6 чел), его предъявление и доработка; обогащение новыми идеями, демонстрация знаний перед группой; разрыв – противоречий;
 · «выращивание» новых знаний; обогащение опыта общения, ведения дискуссии;
· индивидуальная работа – погружение в свои знания, чувства, переживания: рефлексия; обнаружение нового разрыва. Используя данную технологию, я убедилась насколько важно работать в сфере интересов детей. Как здорово, когда они увлеченно что-то пишут, ищут, предполагают и т.п. Пусть это совсем небольшое открытие, сочинение, исследование, но оно свое и поэтому вызывает у самих ребят огромную радость. Да, технология необычная, на всех уроках применить ее невозможно, ведь на одних эмоциях биологию не изучишь. Но пусть в нашей педагогической копилке будут такие яркие уроки, побуждающие к творчеству, любви, вдохновению!
 
Почему мастерские  нужны современному словеснику?

1. Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником мастерской даже по далёким от искусства предметам.
2. Работа со словом в мастерской становится первостепенной.
3. Мастерские — отличный способ развивать собственное "письмо”, а значит, готовиться к сочинению.
4. Мастерские "запускают” ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей и для понимания художественного творчества, прежде всего — поэзии.
5. Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя.
6. Очевидно развивающее воздействие мастерских, что не раз фиксировали на этапе рефлексии в разных мастерских сами старшеклассники. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.
Категория: Педагогические Мастерские | Добавил: елена_евтущенко
Просмотров: 2016 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 2
2  
Очень интересная технология.Спасибо за статью.

1  
Очень интересная технология. Уроки действительно получаются яркие ,побуждающие к творчествуи вдохновению! А главное раскрываются такие потайные уголки детской души! Спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сделать бесплатный сайт с uCoz