Суббота, 20.04.2024, 15:06
АзБукиВеди
ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
 
Категории раздела
Мои статьи [7]
 
 
 
обобщение
опыта на
сайте КНМЦ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Пусть инструментом на этих уроках будет событие, а материалом – знания и вера в самих себя
Пусть инструментом на этих уроках будет событие, а материалом – знания и вера в самих себя 
(Стаья в газету "Панорама образования". Размышления после  мастер - класса для учителей русского языка и литературы)

            Как часто мы, задумываясь о работе с детьми, перечисляем, от чего хотели бы отказаться, что в традиционной школе для нас неприемлемо: трансляция учителем лишь предметных знаний, пассивность учеников, один и тот же способ и темп работы для всех детей в классе, боязнь "двойки” и, как следствие, боязнь ошибки. Но как преодолеть эти застарелые проблемы? Многие из них позволяет решить педагогическая технология французских мастерских. Она придется по душе тем учителям, кто хотел бы не просто сообщать ученикам информацию, а передавать способы работы и в анализе художественного произведения, и в естественно-научном исследовании, и в изучении исторических материалов.
          Новая старая технология
          Мы удивляемся, когда слово "education” видим в разных переводах – "образование” и "воспитание”: так как же все-таки правильно понимать? А французы удивляются: разве эти два понятия можно отделить друг от друга? Здесь коренится очень важная вещь – педагогическая цель: в чем мы видим смысл своей работы с детьми, чего от нас, учителей, ждут родители и зачем в школу ходит ребенок? Мы ставим на уроке обе задачи – и образовательную, и воспитательную. Но на выходе с нас спросится ответ к первой задаче: уложились ли мы в программу количественно и качественно; мы все привыкли к незыблемости тезиса, что знание – сила. Но мир меняется столь стремительно, что простое накопление информации зачастую не спасет и не выручит, важнее умение работать с ней: искать, выбирать, систематизировать, то есть самому вновь и вновь формировать образ мира.
          Смысл образования на сегодня – познание. И в нем – сила. Но тогда существенно меняется не только цель и функция ученика, но цель и функция учителя. Впрочем, в процессе познания учитель и ученики равны и могут строить знания вместе. Уровни будут разные, но переживание трудностей и радостей обеспечены и тому и другому.
          К педагогической технологии французских мастерских нет однозначного отношения: одни с воодушевлением подходят к принципам новой технологии и пытаются построить свои мастерские в точном алгоритме; другие уже включили алгоритм в свой личный опыт и ушли в новый поиск; третьи, ухватив какое-то одно звено, просто встраивают его в обычный урок (и хорошо, если не произойдет профанации); четвертым жаль времени (один из принципов французов, работающих в данной технологии: не торопиться отвечать на вопросы), пятые после первого же знакомства пренебрежительно отмахиваются: "Ой, да я всегда так делаю!” (иногда становится даже страшно, ведь амбиции не дают учителю заглянуть поглубже, разобраться в тонкостях и обнаружить, что зачастую далеко не так мы делаем).
        И на педагогическом марафоне можно было наблюдать разное отношение к тому, что сообщалось: одни скептически улыбались, другие стали бурно обсуждать довольно новые идеи (такого просто нельзя сделать в нашей школе!) Приятно осознавать, что полученная информация никого не оставила равнодушным. А как неожиданно откликнулись пришедшие на практическое занятие! Те, кто не хотел принимать участия, а хотел просто понаблюдать со стороны, в конце мастерской не мог остановить свои мысли и переживании, хотели поделиться своими впечатлениями.
        Конечно, педагогическая технология французских мастерских не панацея от всех бед, но для нас это поле новых возможностей. Особенно возможности иначе взглянуть на позицию учителя в школьном процессе и осознать необходимость ее изменения: из дающего знания превратиться в организатора поиска знаний, из вдохновенного рассказчика стать воодушевляющим партнером в познании.
Работа по осознанию новой технологии кропотливая и нуждается в сотворчестве учителей. Мы приглашаем вас к знакомству с новым воспитанием-образованием, к началу дружеского разговора.
Категория: Мои статьи | Добавил: елена_евтущенко (27.04.2011)
Просмотров: 578 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сделать бесплатный сайт с uCoz