Четверг, 14.12.2017, 23:38
АзБукиВеди
ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
 
Категории раздела
Мои статьи [7]
 
 
 
обобщение
опыта на
сайте КНМЦ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Моя новая школа (Размышления учителя русского языка)
                  Моя новая школа (Размышления учителя русского языка)
                      В современной школе очень много запретов. Кто с этим не сталкивался? Часто это оправдывается заботой о детях. Класс в «нормальной» школе – это место, где детям удобно слушать учителя и списывать с доски, поэтому парты стоят в ряд, у доски - учительский стол; на стенах – мудрые мысли (чьи – то), портреты бородатых стариков и дидактические таблицы, красивые стенды для проверяющих - всё остальное отвлекает детей!
                   В моей новой школе мебель стоит так, чтобы дети могли разговаривать, общаться друг с другом, вместе работать. поэтому – не удивляйтесь,– мы сдвинули парты и поставили их«большими квадратами». При необходимости дети могут передвигаться по классу, подходить к стеллажам, другим столам. На стеллажах много нужных вещей: книги, альбомы, кассеты, карандаши, всякие штучки для опытов, цветная бумага… И если такой класс можно сравнить с мастерской ремесленника, то эти вещи – инструменты… Порядок такой, чтобы любую вещь любой ученик мог найти и взять за несколько секунд. Поэтому, кстати, все стеллажи у нас открытые. Мы открутили все дверцы у школьных шкафов, чтобы дети увидели, что там лежит, и могли свободно пользоваться этими вещами. И много детских работ! Газеты, альманахи, рисунки, тексты, макеты…
                    Продолжая аналогию с мастерской ремесленника, эти вещи можно было б назвать шедеврами. Без иронии, шедевры – это результат работы ученика, который становится подмастерьем, а потом и мастером.
                   Стены не должны быть пустыми – у нас не дзэн-буддистский монастырь, где послушники по 6 лет созерцают пустую стену. От голой стены веет школьным холодом. Ученик, войдя в класс, должен видеть результаты своего труда – это греет, вызывает прилив сил. Ну и, конечно, в классе должны висеть Маршрутные Листы. Наша учеба – это Кругосветное путешествие на КОВЧЕГЕ. Поэтому у учителя вместо наркомпросовского журнала образца 1954 года – Бортовой журнал. А у ребенка - Маршрутный Лист: в папке персональный, на стене общий на класс. Чтобы не сбиться с пути и не сойти с маршрута. Маршрутные Листы, которые висят на стене, должны быть красивые и не страшные.
У ученика, открывающего дверь в такой класс – класс-мастерскую, - должно возникнуть желание засучить рукава и быстрее взяться за работу.
                Я преподаю русский язык и литературу. Смысл изучения языка – уметь говорить и писать. Мысль банальная. Но школьный курс начинается с фонетического разбора и заканчивается тестами Единого экзамена. Курс теоретической грамматики – а не родного языка. Хорошо, что в школе не учат кататься на велосипеде. А то бы несколько лет ученики слушали курс теоретический механики, и только сдавшие зачет получили бы право крутить педали.
                Изучение языка должно начинаться с написания текстов. Свободных текстов – можно употребить это слово вслед за Толстым и Френе, имея ввиду, что ребенок может писать на любую тему. Писать, что хочет. Ребенок пишет то, что имеет смысл для него. Смысл – то-что-с-мыслью. Ученик пишет текст. Пишет, чтобы его кто-то прочитал. Не правда ли, странная мысль? Писать, чтобы кто-то прочитал… Отсюда жесткое и естественное требование – в тексте не должно быть ошибок. Текст будет вывешен на стенку, если это газета, напечатан в школьном журнале, а может, это будет письмо другу… Писать надо грамотно. Не для учителя и не для оценки. Чтобы тебя правильно поняли! Учитель правит черновик, подчеркивает ошибки. Что потом? Переписать текст или набрать его на компьютере.
                  Программа курса – это список Интересных Дел, которые ученик делает вместе с учителем (а не просто «прохождение материала»). Список может быть составлен учителем, предугадывающим детский интерес. Однако и дети могут принять участие в его составлении. Нет программы как Программы – есть разные дела (проекты), выполняя которые, мы учимся.               
                 Отдельное время выделено на «упражнения». Дело заканчивается результатом. Как правило, он вещественен (можно увидеть и потрогать руками): текст для журнала, газета на стену, видеофильм. Результат может быть представлен для других людей: учеников другого класса или для взрослых. Нет объяснения как объяснения. Известно три «языка» кодирования информации: словесно-логический, наглядно-образный и наглядно-действенный. Учителя используют главным образом первый, а дети – понимают второй и третий. Отсюда большинство школьных неудач. Там, где возможно, ученики манипулируют предметами, делают практические, лабораторные работы, вообще – делают что-либо сами. Где невозможно – опора на образ, на картинку, обращение к чувству, эмоциям – к Сердцу. Потому что нет ничего в разуме, чего не было в сердце. Или, китайская пословица: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял» Что ценнее для мышления, чем умение самостоятельно искать ответы? Умение задавать вопросы. Мышление начинается с удивления, непонимания. Задача учителя – реанимировать эти «почему» и «как» пятилетнего ребенка. Наблюдая за природой, читая книгу, смотря фильм, решая математическую задачу, ученик сталкивается с фактами, которые не вписываются в структуру его сознания.        
              Результатом этого столкновения, несоответствия и является вопрос. А попытки ответа на него создают новые «связи» в голове – что и называется «развитием мышления».
Уроков как уроков нет. Неподвижно сидеть, смотреть на доску и проч. Большая часть времени – это самостоятельная работа. В группах и индивидуальная. Группы образуются по взаимному согласию. Группа имеет возможность выбора работы по содержанию и по сложности. Ученики сами решают, как будут распределены роли. Группа отчитывается о своей работе перед остальным классом. В режиме индивидуальной работы проходит, как правило, «отработка навыков». Ученики работают с карточками, компьютерными программами, книгами. Оценки ставятся только за контрольные работы. Текущая работа оценивается «плюсами» за каждый вид работы. Это и есть Маршрутный Лист. Преимущества его: настрой ученика на успех, возможность второй попытки в случае неудачи, возможность взаимопомощи, возможность самооценки.
                 Контрольные работы проходят по «государственному стандарту», как сторонняя форма оценки и анализа того, что мы делаем. Для обсуждения работы, обмена мнениями, выработки правил существует Сбор класса. Что получается? Что не получается? Что надо сделать? Ученик перестает быть исполнителем. Он начинает думать о том, что он делает. Он приходит в сознание
                P. S.Спасибо тебе, терпеливый читатель! Я даю себе отчет в том, что не выдержала требований, предъявляемых к работе такого плана. Долго пыталась поместить мысли в 25 предложений, но не смогла! Так много хочется сказать о той школе, в которой бы хотелось работать в ближайшем будущем. Говорят, чтобы мечты исполнились, необходимо их представить, наполнить живыми существами, поэтому не могу убрать ни одного предложения. Каждая деталь кажется важной. С уважением, учитель Евтушенко Е.Л.
Категория: Мои статьи | Добавил: елена_евтущенко (27.04.2011)
Просмотров: 981 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сделать бесплатный сайт с uCoz