Четверг, 14.12.2017, 23:48
АзБукиВеди
ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
 
Категории раздела
Мои статьи [7]
 
 
 
обобщение
опыта на
сайте КНМЦ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

МОЯ Новая Школа
МОЯ НОВАЯ ШКОЛА
Моя … Она действительно для меня родное существо, которое я знаю до самого последнего кирпичика: все исследовано, все прощупано (результат семи лет работы завучем...), где скрипит дверь, что сегодня давали детям на обед, как чувствует себя Миша, Маша..., как прошла контрольная…
Школа… Часто задумываюсь над тем, что современная школа порой строится на принуждении..
                   В явной форме ( крики, угрозы, вызовы родителей) или в скрытой (еще хуже - уговоры, увещевания, попытки воздействия). Дело не в том, что ученики плохие или учителя злые – дело в природе школы, дело в системе, системе, которая может работать только при условии внешнего принуждения. Поэтому слова «сильный учитель» - высшая оценка профессионализма преподавателя: если ты работаешь в школе – нужна сила! - чтобы сдержать натиск детской энергии и заставить ребенка делать то, что он не хочет делать, но чтобы он думал при этом, что делает это добровольно. Арсенал средств, позволяющих осуществить это действие, богатый, но есть один проверенный, универсальный и надежный инструмент, лучше которого ничего не придумала и вряд ли придумает педагогика, инструмент, который действует без отказа – и результат мгновенный.
(и совсем не больно – а многим детям даже нравится, а уж про родителей и говорить не будем!) - это ОЦЕНКА!
          Куда же подевалось слово НОВАЯ?! : (Мне приснился сон:    Мне  дали свободу… делаю то, что считаю необходимым, для создания МОЕЙ НОВОЙ ШКОЛЫ.)  Мы не задумываемся, ставить ли оценки детям (так было всегда и везде, и другого быть не может) А то, что отдельные учителя-гуманисты (Шалва Амонашвили, Селестен Френе) обходились без оценок – это частный случай, маргинальное явление. Но почему-то в Законе об образовании есть статья о том, что «образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы и периодичности промежуточной аттестации учащихся» (ст 15.3) Не важно, что за время действия Закона лишь считанные школы воспользовались этим правом и перешли на безотметочное обучение. Важно, что поставлена под сомнение святая святых школы – пятибалльная оценка. Важно, что в принципе учитель получил право не ставить оценку. И отказ от оценки теперь – уже не педагогическая ересь и не маниловское благодушие. А возможность, прописанная в законе. Нам дали свободу – и от нас теперь зависит, «что с ней делать». Вопрос «ставить ли оценки?» имеет право на существование. Это вопрос, который каждый учитель должен задать самому себе: «Буду ли я ставить оценки?» Попробуем в нашей новой школе неделю-другую не ставить оценки - объявить краткосрочный мораторий – и сразу всё станет на места. Если ученикам будет интересно то, что мы говорим – они будут слушать, если нет – никакой силой не заставим. Вот тогда нам придется думать не только об оценках – но и о содержании образования. В этом главный смысл «моратория». Мораторий не может длиться долго. Нельзя отказаться от оценки, ничего не меняя в Школе. Это только объявление перемирия. Мы не будем больше стрелять. Мы готовы к переговорам. Переговоры должны быть честными и последовательными – чтобы полностью были соблюдены интересы двух сторон: Ребенка и Взрослого.
             В чем интересы Ребенка?
1. Ребенок хочет СИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ.
Ему интересно все: он любит смотреть в окно, разглядывать картинки, слушать страшные сказки и смешные истории. И что в школе? Вместо интересных историй – параграфы и резюме; вместо опытов – графики и формулы; вместо свободного пользования родным языком – синтаксис сложноподчиненного предложения; вместо наблюдений за природой – таблица Менделеева. Вместо наблюдения и переживания – «понятия»! Если мы хотим настоящего сотрудничества с учеником, мы должны говорить с ребенком на его языке – языке чувств и ощущений. Чтобы понять что-либо, взрослый человек (тем более, ребенок!) должен это УВИДЕТЬ и ПОЧУВСТВОВАТЬ. Синтез чувства, зрительного образа и словесного определения – это и есть настоящее понятие моей новой школы.
2. Ребенок хочет, чтобы его труд имел РЕЗУЛЬТАТ.
Деятельность, активность – в природе ребенка. Когда он маленький – ему надо лазать, бегать, прыгать, разбирать и собирать игрушки – ИГРАТЬ. Когда становится взрослее - важно, чтобы деятельность стала серьезнее и имела результат. Который можно подержать в руках, показать друзьям, похвастаться перед родителями. Это же естественно: что-то делал – и вот что получилось, вот результат. Работа без овеществленного результата невозможна. Два исключения: социалистическая экономика и школа. В чем же результат детского труда? Решение нестандартной задачи по математике, написание своего текста по литературе, проведенное исследование по физике, химии или биологии, воображаемые диалоги с человеком другой эпохи – по истории… Все детские шедевры – употребляю это слово без иронии – публикуются в школьном журнале или, к примеру, записываются на видеокамеру .
3. Ребенок хочет ДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Ребенок любит задавать вопросы. «Как? Почему? Зачем?» – естественное для него любопытство. Которое, увы, проходит уже в первых классах. В школе все готовое: и вопросы, и ответы, - остается слушать, запоминать, повторять. Настоящее сотрудничество, настоящая «школа для ребенка» - это школа, где учитель не дает готовых ответов. Более того, он не дает и «готовых вопросов» – он лишь подводит ученика к непониманию и удивлению. Вопрос должен задать сам ученик: если нет вопроса – то и не на что отвечать… Без удивления не может быть настоящего мышления.
4. Ребенок хочет ОБЩАТЬСЯ.
Подросток ходит в школу, чтобы общаться. Учиться – это второе дело. И что ж? Десятиминутные перемены и редкие записочки – вот что остается для общения. Если мы хотим строить «школу от ребенка», мы должны дать ему возможность говорить на уроках – то есть работать в группах. Такая работа может занимать едва ли не половину учебного времени.
5. Ребенок хочет УСПЕХА.
Успех – чувство, что «я могу», «у меня получается» - это здоровый допинг для нашей нервной системы. Без этого никто: ни взрослый, ни ребенок, - работать не будет. Почему же в школе так много «неуспешных учеников»? Они не хотят учиться? Это не так: любой ребенок хочет узнавать новое и неравнодушен к похвале. Любой ребенок ХОЧЕТ – до тех пор, пока ему не скажут: один, другой, третий раз, что он НЕ МОЖЕТ. Не может решать задачки, писать грамотно, сочинять свои истории… Чтобы не разрушить веру ребенка в свои силы, чтобы поддерживать в классах постоянную «ситуацию успеха». Школа должна отказаться от единых требований ко всем ученикам. Каждый ученик должен получать посильное ему задание. Только в этом случае работа будет успешной и принесет ему радость. Такова «программа переговоров» со стороны Ребенка. Хорошо организованный труд, самостоятельное мышление, радость от работы – но разве мы, взрослые, хотим чего-то другого? Поэтому школа, построенная на этих основаниях, - это не просто «школа для ребенка». Это школа общего языка – диалога – Взрослого и Ребенка. Это пространство, где соединяются два потока: детский Интерес и Мышление как главная ценность взрослой культуры. Хотя это и не очень похоже на традиционную школу. Более уместно было б название МАСТЕРСКАЯ (употребим это слово вслед за Д.Дьюи и С.Френе) – потому что в такой школе дети не просто «учатся», а самостоятельно добывают знания – «мастерят». В такой школе оценка не нужна. Ее даже не надо специально отменять никаким приказом или положением. В такой школе об оценке просто некогда думать – ни ученику, ни учителю. Как же «текущий контроль» и «итоговый результат»? Для текущего контроля – Лист индивидуальных достижений (в нашей новой  школе – «Маршрутный лист»). Это перечень основных этапов работы над темой и отметки – «плюсики» - о выполнении работы. Итоговый результат – Сборники творческих работ ученика (в нашей школе – альманахи, школьный журнал и видеофильмы). Это самые интересные работы – шедевры! – ученика за четверть или за год. В печатной форме или на видеопленке. Прощай, оружие! Да, в современной школа существуют элементы принуждения. И главный инструмент – это оценка. О каком сотрудничестве идет речь, когда за спиной автомат? Сначала – разоружение, потом – сотрудничество. Но отказ от применения силы ставит другую проблему – необходимо изменить саму природу Школы, продумать заново содержание и методы образования. И только после этого мы сможем совсем отказаться от пятибалльной оценки и прочих методов устрашения, оставив за собой лишь один метод воздействия на ученика. Воздействия Словом и Любовью.
              И вот тогда мы скажем с облегчением: «Прощай, оружие!» Я за сильную мою новую школу! В которой нет места насилию в любых формах. Я за Сотворчество, которое делает сильными всех в моей новой школе: и ребенка, и взрослого.
Категория: Мои статьи | Добавил: елена_евтущенко (27.04.2011)
Просмотров: 1146 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сделать бесплатный сайт с uCoz