28

город Краснодар

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №3

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 30 августа 2010   года

Председатель педсовета

 _____________      ___________

 подпись руководителя ОУ            Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    ____________________русскому языку                                                

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) ___________основное общее, 6 «В» класс                    

                    (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов 204               Уровень   __базовый                                

                                                                                                                               (базовый, профильный)            

Учитель    Евтушенко Елена Леонидовна                                                        

Программа разработана на основе Программы по русскому языку для                 общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы. Основной курс.                 Элективные курсы. Издательство «Мнемозина», Москва. 2009 год                

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)


Пояснительная записка

Цели обучения

Курс русского языка в 6 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  1. воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  2. дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  3. освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  4. овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  5. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Данная программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений  Русский язык 5 – 11 классы, автор - составитель С. И. Львова. Программой по русскому языку С. И. Львовой на изучение курса «Русский язык в 6 классе» предусмотрено 170 часов ( 5 часов в неделю). Решением педсовета  № 1 от 30 августа 2010 года на изучение курса отведено 204 часа, поэтому учителем  составлена рабочая  программа на  основе Программы С. И. Львовой. В  ней много места отводится изучению текстоведения, работе с текстом, развитию речи, культуре речи. В рабочей  программе увеличено количество часов почти по всем изучаемым разделам русского языка для формирования языковой лингвистической компетенции, для совершенствования речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования. Большое  внимание уделено изучению трудных разделов морфологии: глаголу и глагольным формам, имени числительному, местоимению. Курс русского языка в 6 классе направлен на совершенствование коммуникативных умений и навыков, на освоение знаний о русском языке, формирование умения анализировать языковые факты.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей шестиклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку  структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в шестом классе развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся средней школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и коммуникативного программного обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся средней школы. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в шестых классах.

На основании вышеизложенного предлагается следующее тематическое распределения часов:

№/№

Тема разделов лингвистики

Кол-во часов

Государственная программа

Программа

1

РОДНОЙ ЯЗЫК

3 ч.

3 ч.

2

РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ КАК СИСТЕМА ПРАВИЛ

15 ч.

17 ч.

3

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

15 ч.

22 ч.

4

ТЕКСТОВЕДЕНИЕ

16 ч.

16 ч.

5

МОРФОЛОГИЯ

110 ч.

136 ч.

6

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

13  ч.

14 ч.

7

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

15 ч.

18 ч.

8

ГЛАГОЛ И ЕГО ФОРМЫ

43 ч.

53  ч.

Глагол

11 ч.

14 ч.

Деепричастие и причастие как глагольные формы.

2 ч.

2 ч.

Деепричастие

9 ч.

11 ч.

Причастие

21 ч.

26 ч.

9

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

16 ч.

23 ч.

10

МЕСТОИМЕНИЕ

23 ч.

28 ч.

11

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ

9 ч.

10 ч.

11

РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ

5 ч.

-

Всего

170 ч.

204 ч.

2. Содержание обучения

Основные сведения о языке и речи

Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой деятельности

РОДНОЙ ЯЗЫК

(3 ч)

Роль родного языка в жизни человека.

Общее представление о функциональных разновидностях языка: разговорном

языке, функциональных стилях (научном, публицистическом, официально-деловом),

языке художественной литературы.

Различение функциональных разновидностей языка в наиболее простых и ясных случаях (в течение всего учебного года).

РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ КАК СИСТЕМА ПРАВИЛ (17 ч)

Орфография как раздел правописания.

Орфография — система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них (на основе изученного).

Правописание корней.

Правописание приставок.

Правописание суффиксов.

Правописание окончаний.

Употребление ъ и ь (повторение).

Слитные, дефисные и раздель ные написания (повторение).

Правописание слов с корнями

-зар-//-зор-, -гap-//-гор-, -кас-//-кос-.

Правописание букв ы и и в корнях после приставок.

Различение приставок при- и пре- на семантической основе.

Правописание некоторых приставок иноязычного происхождения (анти-, архи-, де-, интер- и др.).

Правописание суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных.

Употребление букв ё(е) и о после шипящих и ц в разных морфемах (корнях, суффиксах, окончаниях).

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (22 ч)

Синтаксис как раздел лингви стики. Словосочетание и предложе ние как единицы синтаксиса.

Основные признаки словосоче тания: смысловая и граммати ческая связь слов. Виды словосочетаний: именные и глагольные.

Окончание как формообразую щая значимая часть слова и средство связи слов в словосочетании.

Различия между словосочета ниями и фразеологизмами.

Основные признаки предложе ния: смысловая, интонацион ная, грамматическая закон ченность; соотнесенность с действительностью, то есть с речевой ситуацией; выраже ние отношения к содержанию высказывания.

Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побуди тельных предложений.

Предложения двусоставные и односоставные. Односостав ные предложения типа Мороз и солнце! Споем песню. Курить нельзя.

Особенности грамматических основ в двусоставных предло жениях. Типичные способы выражения подлежащего и сказуемого. Основные типы грамматических основ:

                    ↔

сущ. (мест.) + глагол;

                    ↔

сущ. (мест.) + прилаг.;

                    ↔

сущ. (мест.) + сущ.

Простое осложненное предложение.

Виды осложнения простого предложения: однородными членами, вводными словами,

обращениями, сравнитель ными оборотами, обособлен ными членами (пропедевтика). Однородные члены предложе ния. Интонационные особен ности предложений с однород ными членами. Обобщающее слово при однородных членах.

Сложное предложение и его виды:   сложносочиненное и сложноподчиненное; союзное и бессоюзное.

Способы передачи прямой речи.

Прямая речь и слова автора.

Пунктуация как система правил (обобщение на основе изученного). Основные разделы пунктуации:

1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения;

3) знаки препинания между частями сложного предло жения;

4) знаки препинания в пред ложениях с прямой речью.

Соблюдение норм построения словосочетаний, требующих согласования и управления.

Уместное и правильное упо требление в речи словосочета ний типа висеть на волоске, прикусить язык и т. п. (в пря мом значении — как словосо четания; в переносном значе нии — как фразеологизма).

Интонационный анализ пред ложения.

Выражение настроения, отно шения к высказанному (неодобрение, радость, удовлетворение и т. п.) с помощью

интонации.

Выражение побуждения к дей ствию в форме приказа (Мол чать! Помолчи! и т. п.), прось бы (Будьте добры...), совета (Я бы посоветовал тебе...).

Уместное употребление подоб ных конструкций в речи.

Анализ грамматической основы в двусоставном предложении.

Постановка тире между подле жащим и сказуемым, выра женными существительными в именительном падеже.

Уместное и правильное использование интонации и знаков препинания при одно родных членах с бессоюзной связью, с союзом и, обобщаю щим словом.

Употребление звательной ин тонации в предложениях с об ращениями, знаки препинания при обращениях. Соблюдение элементарных правил речевого этикета при обращении к собеседнику.

Использование этикетных формул обращения в устной и письменной речи (уважае мый..., многоуважаемый..., дорогой..., милый..., родной... и т. п.).

Поэтическое обращение и использование его в художе ственной речи.

Интонационное и пунктуа ционное оформление предложений с вводными словами.

Постановка знаков препина ния между частями сложного предложения (с двумя двусо ставными частями), соединен ными словами и, а, что, что бы, потому что, если, когда, который. Запятая между частями сложного бессоюзного предложения (простые случаи).

Интонационное и пунктуационное оформление предложений с прямой речью.

Пунктуационное оформление диалога.

Уместное использование жестов и мимики в процессе устного диалога с собеседником. Развитие навыков выразительного чтения предложений с прямой речью и диалогом (чтение «по ролям»).

Наблюдение за использованием прямой речи и диалога в художественной литературе (тексты из учебника литературы).

Постановка знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций.

ТЕКСТОВЕДЕНИЕ (16 ч)

Текст и его признаки; типы речи и их особенности; стили речи (повторение).

Смысловые части текста, отражение их в простом и сложном плане. Тезисный план.

Развитие мысли в тексте.

Смысловая связь предложе ний в тексте. Виды связи предложений в тексте: последовательная цепная) и параллельная связь.

Последовательная (цепная) связь предложений в тексте.

Основные средства связи пред ложений: местоимения, повтор слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обороты и др.

Лексический повтор как средство связи предложений в тексте.

Неоправданный повтор одного и того же слова, однокоренных слов в тексте.

Местоимение как средство связи предложений в текстах разных стилей речи. Параллельная связь предло жений в тексте.

Сочетание в тексте параллель ной и цепной связи предложе ний.

Смысловые части текста, отра жение их в плане (повторение).

Сочетание в тексте цепной и параллельной связи абзацев.

Рассказ как текст повествова тельного типа. Строение рассказа (вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение).

Особенности связи смысловых частей текста-повествования.

Описание как тип речи.

Разновидности описания: описание места, состояния природы, человека и его внешности и т. п.

Определение основной мысли текста, подбор наиболее удач ного заголовка, деление текста на смысловые части. Составление простого, слож ного, тезисного плана текста.

Создание текста по предло женному плану.

Использование цепной связи в текстах разных стилей, повтора слова или слов-синонимов — в научной и деловой речи, повтора однокоренных слов как средства выразительности в художественных текстах.

Использование лексического повтора как средства вырази тельности в художественных текстах.

Исправление речевого повтора различными способами: замена слова местоимением, синонимом, замена синтакси ческой конструкции.

Использование местоимений как средства связи предложе ний и абзацев текста. Использование параллельной связи в текстах разных стилей. Развитие смысла обобщающего предложения в последующих предложениях абзаца путем уточнения значения ключевого слова, повтора его или синонимической замены.

Интонационное выделение ключевого слова абзаца при выразительном чтении текста.

Использование параллельной связи в художественных текстах. Прием пропуска подлежащего в предложениях, связанных параллельной связью.

Построение схемы текста, отражающей виды связи предложений.

Создание текста с заданным типом связи (цепной и параллельной).

Использование наречий типа потом, сначала и т. п. для связи предложений и частей текста и для передачи последовательности действий в тексте-повествовании.

Написание рассказа с элементами описания.

Создание текста-описания с использованием последовательной и параллельной связи предложений и абзацев.

Создание текстов разны типов речи: повествования, описания, рассуждения.

МОРФОЛОГИЯ (136 ч)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (14 ч)

Самостоятельные и служебные части речи.

Деление самостоятельных частей речи на три группы:

  1. склоняемые (существительные, прилагательные, чис лительные, местоимения);
  2. спрягаемые (глаголы);

3)        неизменяемые (наречия).
Многоаспектная языковая характеристика самостоятель ных частей речи: морфологические признаки; синтаксиче ская роль в словосочетании и предложении; типичные способы словообразования; особенности правописания и употребления в речи.

Именные части речи, их общие признаки: изменение по чис лам и падежам.

Имя существительное как часть речи: значение, морфо логические признаки, синтак сическая роль (повторение). Морфологические признаки имен существительных (обобщение изученного).

Словообразование имен существительных.

Типичные морфемные модели имен существительных.

Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных (повторение).

Образование имен существи тельных способом сложения.

Виды сложения: сложение без соединительной гласной; сложение с соединительной гласной; сложение с одновре менным присоединением суффикса.

Сложносокращенные имена существительные, особенности их образования.

Приставочно-суффиксальный способ образования имен существительных и наиболее типичные морфемные модели,

иллюстрирующие этот способ образования

(подоконник, безделица, сотрудник, наплечник).

Бессуффиксный способ образования имен существительных.

Культура речи. Правильное

употребление имен существительных.

Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении (обобщение изученного).

Имя существительное в тексте.

Роль имен существительных в достижении точности, инфор мативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.

Сравнение как изобразительно-выразительный прием.

Распознавание самостоятель ных частей речи, в том числе наиболее употребительных числительных, местоимений, наречий.

Различение постоянных и не постоянных морфологических признаков, морфологический разбор слов этой части речи.

Характеристика языковых признаков имен существительных на основе анализа морфем ной модели.

Стилистические различия однокоренных имен существи тельных (дева девицаде вочка девка девушка девчонка).

Определение основных спосо бов образования имен суще ствительных: суффиксального, приставочного, сложения с соединительной гласной и без соединительной гласной. Образование имен существи тельных при помощи суффик сов и правописание типичных суффиксов имен существитель ных.

Образование имен существи тельных при помощи пристав ки не-. Слитное и раздельное написание не с именами суще ствительными (повторение). Использование иноязычных приставок при образовании существительных.

Правописание сложных имен существительных. Слитное и дефисное написание слов с пол-(полу-).

Различение разных видов сло жения: сложения без соедини тельной гласной; сложения с соединительной гласной; сложения с одновременным присоединением суффикса.

Различение приставочно-суффиксального, приставочного и суффиксального способов образования имен существительных.

Распознавание существительных, образованных бессуффиксным способом.

Ь на конце существительных, образованных бессуффиксным способом (ширь, дрожь, тишь).

Употребление имен существительных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

Правильное произношение сложносокращенных имен существительных. Правильное

согласование со сложносокращенными словами имен прилагательных и глаголов прошедшего времени.

Синтаксический анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций.

Установление взаимосвязи смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения.

Элементарный анализ художе ственного текста, определение особенностей употребления в нем многозначных имен существительных; переносного значения слова; синонимов, антонимов. Использование имен существительных в составе фразеологических оборотов, метафор и сравнений. Употреб ление существительных с суф фиксами оценки как изобра зительное языковое средство.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (18 ч)

Имя прилагательное как

часть речи: значение, морфо логические признаки, синтак сическая роль (повторение).

Морфологические признаки имен прилагательных (обобщение изученного).

Словообразование имен прилагательных.

Типичные морфемные модели имен прилагательных.

Основные способы образова ния имен прилагательных: приставочный, суффиксаль ный, приставочно-суффиксальный, сложение (разные виды).

Типичные модели приставочно-суффиксального образова ния имен прилагательных (например, пригородный, бездарный, заморский, несчастный).

Образование имен прилага тельных разными способами сложения.

Цепочка однокоренных слов как словообразовательная единица.

Гнездо однокоренных слов.

Структурные и смысловые различия слов, включенных в словообразовательную цепоч ку или гнездо однокоренных слов.

Переход некоторых имен прилагательных в существи тельные (столовая, кладовая).

Культура речи. Правильное употребление имен прилага тельных.

Синтаксическая роль имен прилагательных в составе сло восочетания и предложения (обобщение изученного).

Имя прилагательное в тексте.

Роль имен прилагательных в достижении точности, информативности и вырази тельности в текстах разных стилей и типов речи.

Различение постоянных и не постоянных морфологических признаков имен прилагатель ных и морфологический разбор слов этой части речи.

Характеристика языковых признаков имен прилагатель ных на основе анализа морфемной модели.

Определение основных спосо бов образования имен прила гательных: приставочного, суффиксального, приставочно-суффиксального, сложения (разные виды).

Образование имен прилагатель ных при помощи суффиксов и правописание типичных суф фиксов имен прилагательных. Правописание н и нн в именах прилагательных, образован ных от существительных; сло вообразовательно-орфографи ческий анализ слов соответст вующих морфемных моделей:

     енн ый            

    (онн)                       (ян)

Образование имен прилага тельных при помощи пристав ки не-. Слитное и раздельное написание не с именами суще ствительными и прилагатель ными (повторение).

Различение приставочно-суффиксального, приставочного и суффиксального способов об разования имен прилагатель ных.

Правописание сложных имен прилагательных.

Анализ и составление словообразовательных цепочек на основе учебного словообразо вательного словаря. Морфемный разбор имен прилагательных с опорой на семантический и словообразовательный анализ слова, предполагающий построение словообразовательной цепочки.

Анализ словообразовательных гнезд на основе учебного сло вообразовательного словаря.

Правописание корней в словах одного словообразовательного гнезда с точки зрения соблю дения основного орфографиче ского принципа (сохранение единообразного облика морфем на письме).

Анализ элементарных случаев перехода имен прилагательных в существительные.

Употребление имен прилага тельных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматиче скими нормами.

Именные словосочетания      

         ←   х         х   →

(прил. + сущ.; прил. + сущ.),

их значение, правильное по строение и уместное употреб ление в речи.

Правильное согласование имен прилагательных с существи тельными, употребленными в разных формах.

Синтаксический анализ слово сочетаний и предложений изученных конструкций. Определение синтаксической роли полных и кратких форм имен прилагательных. Элементарный анализ художе ственного текста, определение особенностей употребления в нем многозначных имен при лагательных; переносного зна чения слова; синонимов, анто нимов. Использование имен прилагательных в составе фра зеологических оборотов. Использование имен прилага тельных в роли эпитетов.

Работа с учебным словарем эпитетов.

ГЛАГОЛ И ЕГО ФОРМЫ (53 ч)

ГЛАГОЛ (14 ч)

Глагол как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение).

Морфологические признаки глагола (обобщение изучен ного).

Словообразование глаголов.

Типичные морфемные модели глаголов.

Анализ глаголов в составе

словообразовательной цепочки

и словообразовательного

гнезда однокоренных слов.

Культура речи. Правильное употребление глаголов.

Синтаксическая роль глагола

в словосочетаниях и предло жениях разных конструкций.

Глагол в тексте.

Роль глагола в достижении точности, информативности и выразительности речи.

Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков глагола и морфологический разбор слов этой части речи.

Определение спряжения глаго лов по глагольным суффиксам, написание этих морфем.

Характеристика языковых признаков глаголов на основе анализа морфемной модели.

Определение основных спосо бов образования глаголов: приставочного, суффиксально го, приставочно-суффиксального.

Определение значения приста вок в глаголах.

Морфемный разбор с опорой на семантико-словообразовательный анализ слов.

Употребление глаголов в соот ветствии с основными орфо эпическими, лексическими, грамматическими нормами. Правильное построение и уме стное употребление словосоче таний с глаголами и словами, обозначающими оценку действия (можно, нельзя, надо, нужно, невозможно).

Глагольные словосочетания

 х  →              х →

(гл. + сущ.; гл. + нареч.),

их значение, правильное построе ние, уместное употребление в речи.

Употребление глаголов в эти кетных формулах выражения просьбы.

Синтаксический анализ слово сочетаний и предложений изученных конструкций. Установление взаимосвязи смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики пред ложения.

Элементарный анализ художе ственного текста, определение особенностей употребления в нем глаголов. Использование глаголов в составе фразеологи ческих оборотов. Употребление глаголов в прямом и перенос ном значении в разговорной и художественной речи (мета фора, олицетворение). Умест ное использование глаголов-синонимов, глаголов-антони мов.

Выразительное использование глаголов настоящего времени при описании событий прош лого; будущего времени — вме сто настоящего и прошедшего.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ КАК ГЛАГОЛЬНЫЕ ФОРМЫ (2 ч)

Деепричастие и причастие как глагольные формы, совмещаю щие грамматические признаки глагола и других частей речи. Суффиксы деепричастий и причастий. Вопрос о дее причастиях и причастиях в современной лингвистике (особые формы глагола или самостоятельные части речи).

Распознавание деепричастий и причастий по суффиксам (простые случаи).

ДЕЕПРИЧАСТИЕ (11 ч)

Грамматические признаки деепричастия, типичные суф фиксы.

Образование деепричастий со вершенного и несовершенного вида.

Деепричастный оборот.

Культура речи. Правильное употребление деепричастий.

Синтаксическая роль деепри частия в словосочетании и предложении.

Деепричастие в тексте. Роль деепричастия в достижении точности и выразительности речи.

Распознавание деепричастия на основе структурно-семанти ческого и грамматического анализа слова.

Определение глагольных при знаков у деепричастий. Отли чие деепричастия от слов дру гих частей речи (играя молодая, устав от работы военный устав). Раздельное и слитное написа ние не с деепричастиями и глаголами.

Правописание суффиксов деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Морфологический разбор деепричастия.

Постановка знаков препинания в предложениях с деепричаст ным оборотом и одиночными деепричастиями. Интонацион но правильное чтение предло жений с обособленными члена ми, выраженными деепричаст ными оборотами.

Употребление деепричастий в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

Правильное построение пред ложений с деепричастными оборотами.

Точное и уместное употребле ние фразеологизмов, включаю щих в свой состав дееприча стия.

Распознавание словосочетаний типа

 х  →                         х     →

гл. + дееприч.; дееприч. + сущ.;

       х     →

дееприч. + нареч.

Синтаксический и пунктуа ционный анализ предложений с деепричастными оборотами.

Использование свойства деепри частия «дорисовывать движе ние» в текстах разных стилей и типов речи.

Элементарный анализ художе ственного текста, выявление особенностей употребления в нем деепричастий.

ПРИЧАСТИЕ (26 ч)

Грамматические признаки при частия, типичные суффиксы.

Семантические различия при лагательного и причастия (черный чернеющий, ста рый стареющий).

Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Причастия полные и краткие; их смысловые, морфологиче ские и синтаксические разли чия.

Склонение причастий.

Причастный оборот.

Грамматические различия причастий и деепричастий, причастного и деепричастного оборотов.

Культура речи. Правильное употребление причастий.

Синтаксическая роль прича стий в словосочетании и пред ложении.

Причастия в тексте. Роль при частия в достижении точности и выразительности текстов разных стилей речи.

Переход некоторых причастий в разряд прилагательных (рассеянный человек) и использо вание этих слов в составе фразеологических оборотов.

Распознавание причастия на основе структурно-семантического и грамматического анализа слова.

Определение признаков глагола и прилагательного у причастий.

Различие причастия и деепричастия.

Синонимическая замена при частия оборотом который + глагол (поспевающий крыжов ник крыжовник, который поспевает).

Правописание суффиксов причастий. Выбор суффикса причастия в зависимости от спряжения глагола.

Орфографические различия в написании полных и крат ких причастий: написание н и нн (общее представление). Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий.

Выделение определяемого слова и причастного оборота.

Постановка знаков препина ния в предложениях с при частными оборотами. Различение причастных и дее причастных оборотов. Интона ционно правильное чтение предложения с обособленными членами, выраженными дее причастными и причастными оборотами.

Морфологический разбор при частия.

Употребление причастий в со ответствии с основными орфо эпическими, лексическими, грамматическими нормами. Правильное построение пред ложений с причастными обо ротами.

Правильное согласование при частий в словосочетаниях типа

         ←   х

прич. + сущ.

Правильное употребление па дежной формы существитель ного в словосочетаниях типа

      х →

прич. + сущ.

Правильное произношение полных и кратких страдатель ных причастий, употребление причастий с суффиксом -ся. Правильное употребление в речи однокоренных слов типа висящий висячий, горя щий горячий.

Совершенствование умения раз личать словосочетания типа

   х  →                 х   →

сущ. + прич.; прич. + сущ.;

    х   →

прич. + нареч.

Синтаксический и пунктуа ционный

пунктуа ционный анализ предложений с причастными оборотами.

Использование причастий и причастных оборотов в тек стах разных стилей и типов речи.

Элементарный анализ художе ственного текста, выявление особенностей употребления в нем причастий.

Анализ примеров перехода причастий в прилагательные.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (23 ч)

Имя числительное как часть речи: значение, морфологиче ские признаки, синтаксиче ская роль (повторение).

Отличие имен числительных от других слов, связанных с понятием числа (пятак, впятером, двойник, трешка и т. д.).

Разряды имен числительных по значению и грамматическим признакам. Количественные и порядковые числительные; их значение, морфологические и синтаксические особенности.

Собирательные числительные.

Дробные числительные.

Разряды имен числительных по строению.

Числительные простые, слож ные, составные.

Культура речи. Правильное употребление имен числитель ных.

Синтаксическая роль имен числительных в словосочета нии и предложении. Синтаксические особенности количественных числитель ных

     х  →                     ←   х  

(пять книг, но пятью книгами).

Имя числительное в тексте.

Роль имени числительного в достижении точности, инфор мативности и выразительно сти в текстах разных стилей и типов речи.

Распознавание имен числи тельных на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли.

Различение постоянных и не постоянных морфологических признаков имен числитель ных.

Склонение и правописание количественных и порядковых числительных. Особенности написания неко торых суффиксов имен числи тельных (одиннадцать, двадцать, пятеро и др.).

Слитное и раздельное написа ние числительных разных разрядов.

Правописание ь в середине и на конце простых, сложных и составных числительных.

Образование от числительных простых и сложных слов, их написание (миллиардный, двадцатипятилетие).

Морфологический разбор имени числительного.

Употребление имен числитель ных в соответствии с основ ными орфоэпическими, лекси ческими, грамматическими нормами.

Правильное построение слово сочетаний типа пара носков, двое чулок, две ученицы, обе книги, оба мальчика и т. п.

Определение синтаксической роли имени числительного в словосочетании и предложе нии.

Различение словосочетаний типа

                     ←   х  

поряд. числ. + сущ.;

х  →

кол. числ. + сущ.

Анализ синтаксической роли имен числительных разных разрядов.

Употребление имен числитель ных в научных текстах, деловой речи, в пословицах и поговорках.

Способы выражения прибли зительного количества (лет восемь).

МЕСТОИМЕНИЕ (28 ч)

Местоимение как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Особенности местоимения как части речи (его указательно-заместительная функ ция).

Разряды местоимений: личные, возвратное, притяжа тельные, вопросительно-относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные.

Особенности склонений место имений разных разрядов; их морфологические и синтакси ческие признаки.

Культура речи. Правильное употребление местоимений.

Синтаксическая роль местои мений разных разрядов в сло восочетании и предложении.

Местоимения в тексте.

Роль местоимений в достиже нии точности, информативно сти и выразительности в текстах разных стилей и типов речи. Местоимения как средство связи предложений и абзацев текста.

Распознавание, склонение и правописание местоимений разных разрядов.

Дефисное написание морфем -то, -либо, -нибудь и кое- в составе местоимений. Различение приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях.

Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в соответствии с основными орфоэпическими, лексиче скими, грамматическими нормами.

Использование в речи (устной и письменной) местоимений ты, Вы (вы) в соответствии с требованиями русского рече вого этикета.

Правильное употребление местоимений 3-го лица.

Исправление ошибок в пред ложениях с неправильным употреблением местоимений (устранение двусмысленности, неточности).

Определение синтаксической роли местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении. Употребление вопросительных местоимений в вопросительных предложениях.

Использование относительных местоимений как средства синтаксической связи в сложно подчиненных предложениях (союзные слова).

Уместное и выразительное употребление в речи фразеологизмов, включающих в свой состав местоимения.

Синонимическая замена местоимений разных разрядов.

Использование местоимений разных разрядов как средства связи предложений и абзацев текста.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ (10 ч)

РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ (-)

3. Перечень практических работ

№ п/п

Тематика практических работ

Количество часов

1

Обучающее изложение «Берёза».

1 ч.

2

Контрольный диктант по теме «Русская орфография».

1 ч.

3

Подробное изложение «Заячьи лапы».

1 ч.

4

Сжатое изложение «Удивительный цветок».

1 ч.

5

Проверочный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».

1 ч.

6

Контрольное изложение «Макс озорничает».

1 ч.

7

Сжатое изложение «Чёрное ушко».

1 ч.

8

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1 ч.

9

Сочинение по картине  Г. Г.  Мясоедова «Косцы «Страдная пора)».

1 ч.

10

Сочинение по картине Н. А. Пластова «Саня Маликов».

1 ч.

11

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1 ч.

12

Контрольное изложение «Пешком из России».

1 ч.

13

Контрольное сочинение по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

2 ч.

14

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1 ч.

15

Обучающее сочинение – описание картины В. А. Серова «Девочка с персиками».

1 ч.

16

Сжатое изложение «Братишка».

1 ч.

17

Контрольный диктант  по теме «Деепричастие».

1 ч.

18

Контрольное сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

2 ч.

19

Сжатое изложение «За спасение больных».

1 ч.

20

Контрольный диктант по теме «Причастие».

1 ч.

21

Подробное изложение «Осина».

1 ч.

22

Контрольный диктант по теме «Имя числительное».

1 ч.

23

Сочинение – рассуждение «Кем быть?»

1 ч.

24

Сочинение по картине И. И. Шишкина «Рожь».

2 ч.

25

Контрольный диктант по теме «Местоимение».  

1 ч.

4. Требования к подготовке учащихся по предмету

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  1. роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  2. смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  3. основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  4. особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  5. признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  6. основные единицы языка, их признаки;
  7. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  1. различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  2. определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  4. объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  1. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  2. читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  3. извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  1. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  2. создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  3. осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  4. владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  5. свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  6. соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  7. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  8. соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  9. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  2. развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  3. удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  4. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  5. использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Русский язык. 6 класс. В 3 частях. Учебник для общеобразовательных учреждений. С.И. Львова, В.В. Львов. Москва: Мнемозина, 2009 год
  2. С.И.Львова. Обучение русскому языку в 6 классе: Пособие для учителя. – М., 1998.
  3. Львов В. В. Давайте  говорить правильно. Издательство        

   «Валент». Москва, 1996.

  1. Львов В. В. Сборник упражнений по орфоэпии. Пособие для учащихся 5 – 11 классов. Издательство «Валент», 1996.
  2. И.П.Васильевых. Уроки русского языка. Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 6 класс». Под редакцией С.И.Львовой. Издательство «Мнемозина». Москва. 2009 год.

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания методического объединения  учителей

от «___» августа 2010 г. №__,

____________       Калинина Л.П.

подпись руководителя МО

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по УВР

________         __________________

   подпись                                      Расшифровка подписи.

Дата.  ______________

            Согласовано

заместитель директора по УВР

__________________________

«___» __________ 20___  года

город Краснодар

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по _____________русскому языку                                                                        

(указать предмет, курс, модуль)

Класс    _______________________6 «В»_________________________________________        

Учитель ______________________________________________________________________

Количество часов: всего 204  часа; в неделю  6  часов;

Планирование составлено на основе рабочей программы Евтушенко Е.Л., учителя русского языка и литературы, утвержденной решением педагогического совета протокол №1 от 30 августа 2010 года                

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

Номер урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Даты проведе ния

(даты по неделям)

Оборудование урока

РОДНОЙ ЯЗЫК

3 ч

Роль родного языка в жизни человека.

Кубан. Значение слова в литературном языке и говорах Кубани.

1

Общее представление о функциональных разновидностях языка.

1

Общее представление о функциональных разновидностях языка.

1

РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ КАК СИСТЕМА ПРАВИЛ

17 ч

Орфография как раздел правописания.

1

Разделы русской орфографии, обобщающее правило для каждого из них.

Кубан. Отражение кубанской темы в именах собственных.

1

Правописание корней. Правописание слов с корнями –зар-//-зор-, -гар-//-гор-,

-кас-//-кос-.

1

Правописание корней. Правописание слов с корнями –зар-//-зор-, -гар-//-гор-,

-кас-//-кос-.

1

Проверочный диктант по орфографии.

1

Правописание корней. Правописание буквы ы и и в корнях после приставок.

1

Правописание корней. Правописание буквы ы и и в корнях после приставок.

1

Правописание приставок. Различение приставок при- и пре- на семантической основе.

1

Правописание приставок. Различение приставок при- и пре- на семантической основе.

1

Правописание суффиксов.

1

Правописание суффиксов. Лингвистический анализ текста.

1

Правописание окончаний. Употребление букв ё (е) и о после шипящих и ц в разных морфемах.

Кубан. Диалектные ошибки в склонении имен существительных.

1

Р\р Обучающее изложение  «Берёза».

1

Правописание окончаний. Употребление букв ё (е) и о после шипящих и ц в разных морфемах.

1

Употребление ъ и ь знаков. Контрольный словарный диктант.

1

Слитные, дефисные и раздельные написания.

1

Контрольный диктант по теме «Русская орфография как система правил».

1

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

22 ч

Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

1

Основные признаки словосочетания. Виды словосочетаний.

1

Окончание как формообразующая значимая часть слова и средство связи слов в предложении.

1

Основные признаки предложения.

1

Грамматико- интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побудительных предложений.

1

Предложения односоставные и двусоставные.

1

Особенности грамматических основ в двусоставных предложениях.

1

Типичные способы выражения подлежащего и сказуемого.

1

Основные типы грамматических основ.

1

Р/р. Подробное изложение  «Заячьи лапы».

1

Простое осложненное предложение.

1

Виды осложнения простого предложения.

1

Виды осложнения простого предложения.

1

Однородные члены предложения.

1

Р\р. Сжатое изложение  «Удивительный цветок».

1

Обобщающее слово при однородных членах предложения.

1

Сложное предложение и его виды: сложносочиненное и сложноподчиненное.

1

Сложное предложение и его виды: союзное и бессоюзное.

1

Прямая речь и слова автора.

1

Пунктуация как система правил.

1

Основные разделы пунктуации.

1

Синтаксис и пунктуация. Проверочный диктант.

1

ТЕКСТОВЕДЕНИЕ

16

Текст и его признаки; типы речи и их особенности; стили речи.

1

Смысловые части текста, отражение их в простом и сложном плане.

1

Развитие мысли в тексте.

1

Виды связи предложений в тексте. Сочинение – миниатюра.

1

Последовательная (цепная) связь предложений в тексте.

1

Основные средства связи предложений.

1

Лексический повтор как средство связи предложений в тексте.

1

Неоправданный повтор одного и того же слова, однокоренных слов в тексте.

1

Параллельная связь предложений в тексте.

1

Сочетание в тексте параллельной и цепной связи предложений.

1

Рассказ как текст повествовательного типа.

1

Строение рассказа.

1

Особенности связи смысловых частей текста – повествования.

1

Описание как тип речи.

1

Разновидности описания.

1

Р/р. Контрольное изложение  «Макс озорничает».

МОРФОЛОГИЯ

136 ч

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

14 ч

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное как часть речи.

1

Словообразование имен существительных.

Кубан. Ошибки в образовании форм множественного числа.

1

Суффиксальный и приставочный способы образования имён существительных. Контрольный словарный диктант.

1

Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных.

1

Образование имен существительных способом сложения.

1

Сложносокращенные имена существительные, особенности их образования.

Кубан. Диалектные особенности в употреблении рода имени существительного.

1

Культура речи. Правильное употребление имен существительных.

1

Культура речи. Правильное произношение имен существительных.

1

Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении.

1

Установление взаимосвязи характеристики предложения.

1

Имя существительное в тексте.

1

Р/р.Сжатое изложение  «Черное ушко».

1

Сравнение как изобразительно-выразительный приём.

1

Контрольный диктант  по теме «Имя существительное».

1

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

18 ч

Имя прилагательное как часть речи.

1

Морфологические признаки имен прилагательных.

1

Словообразование имен прилагательных. Кубан. Ошибки в образовании кратких форм прилагательных.

1

Основные способы образования имен прилагательных.

Кубан. Диалектные ошибки в употреблении приставок и суффиксов.

1

Р/р. Сочинение по картине Г. Г. Мясоедова «Косцы (Страдная пора).

1

Правописание н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных.

1

Слитное и раздельное написание не с именами существительными и прилагательными.

1

Слитное и раздельное написание не с именами существительными и прилагательными.

1

Образование имен прилагательных разными способами сложения.

Кубан. Особенности образования сравнительной степени прилагательных.

1

Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных.

1

Культура речи. Правильное согласование имен прилагательных с существительными.

1

Синтаксическая роль имен прилагательных в составе словосочетания и предложения.

1

Определение синтаксической роли полных и кратких форм имен прилагательных.

1

Р\р Сочинение по картине Н. А. Пластова «Саня Маликов».

1

Имя прилагательное в тексте.

1

Роль имен прилагательных в достижении точности, выразительности в текстах разных стилей и типов речи.

1

Имя прилагательное в тексте.

1

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1

ГЛАГОЛ И ЕГО ФОРМЫ

53 ч

ГЛАГОЛ

14 ч

Глагол как часть речи.

1

Морфологические признаки глагола.

1

Типичные морфемные модели глагола.

1

Р/р. Контрольное изложение  «Пешком из России».

1

Культура речи. Правильное употребление глагола.

1

Культура речи. Употребление глаголов в этикетных формулах и выражения просьбы.

1

Синтаксическая роль глагола. Контрольный словарный диктант.

1

Синтаксический анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций.

1

Глагол в тексте.

1

Р/р. Контрольное сочинение по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

1

Анализ художественного текста, определение особенностей употребления в нем глаголов.

1

Анализ художественного текста, определение особенностей употребления в нём глаголов.

1

Уместное использование глаголов – синонимов.

Кубан. Диалектные ошибки в употреблении разноспрягаемых глаголов; смягчение окончания в форме 3-го лица.

1

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ

2 ч

Деепричастие и причастие как глагольные формы.

1

Суффиксы деепричастий и причастий.

1

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

11 ч

Грамматические признаки деепричастия.

1

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Кубан. Активность суффиксов –учи-,

-вши- при образовании деепричастий.

1

Р/р. Обучающее сочинение – описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками».

1

Деепричастный оборот.

1

Знаки препинания при деепричастном обороте.

1

Р/р. Сжатое изложение «Братишка».

1

Культура речи. Правильное употребление деепричастий.

1

Синтаксическая роль деепричастия в словосочетании и предложении.

1

Деепричастие в тексте.

1

Деепричастие в тексте.

1

Контрольный диктант по теме «Деепричастие».

1

ПРИЧАСТИЕ

26 ч

Грамматические признаки причастия.

1

Различение причастия и деепричастия.

1

Причастный оборот.

1

Знаки препинания при причастном обороте.

1

Образование действительных причастий.

1

Образование действительных причастий.

Кубан. Диалектные ошибки в образовании причастий.

1

Образование страдательных причастий.

Кубан. Ненормированное использование суффикса –т-.

1

Правописание суффиксов причастий.

1

Правописание суффиксов причастий.

1

Причастия полные и краткие.

1

Орфографические различия в написании полных и кратких причастий.

1

Склонение причастий.

1

Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий.

1

Грамматические различия причастий и деепричастий.

1

Грамматические различия причастного и деепричастного оборотов.

1

Р/р. Подготовка сочинению по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».  

1

Культура речи. Правильное употребление причастий.

1

Культура речи. Правильное построение предложений с причастными оборотами.

1

Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении.

1

Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом.

1

Р/р. Контрольное сочинение  по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

1

Причастие в тексте.

1

Переход некоторых причастий в разряд прилагательных.

1

Р/р. Сжатое изложение  «За спасение больных».

1

Причастие в тексте.

1

Контрольный диктант  по теме «Причастие».

1

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

23 ч

Имя числительное как часть речи.

1

Отличие имен числительных от других слов.

1

Разряды имен числительных.

1

Количественные и порядковые числительные.

1

Склонение и правописание количественных и порядковых числительных.

1

Значение, морфологические и синтаксические особенности имен числительных.

1

Собирательные имена числительные.

1

Собирательные числительные.

Кубан. Диалектные формы собирательных числительных в говорах Кубани.

1

Дробные числительные. Контрольный словарный диктант.

1

Разряды имен числительных по строению.

1

Слитное и раздельное написание числительных разных разрядов.

1

Числительные простые, сложные, составные.

1

Правописание ь в середине и на конце числительных.

1

Морфологический разбор имени числительного.

1

Р/р. Изложение  «Осина».

1

Культура речи. Правильное употребление имен числительных.

1

Культура речи. Употребление имен числительных в речи.

Кубан. Диалектные особенности произношения отдельных числительных и их влияние на правописание.

1

Культура речи. Правильное построение словосочетаний типа пара носков.

1

Синтаксическая роль имен числительных.

1

Имя числительное в тексте.

1

Роль имени числительного в тексте.

1

Контрольный диктант  по теме «Имя числительное».

1

Повторение темы «Имя числительное».

1

МЕСТОИМЕНИЕ

28 ч

Местоимение как часть речи.

1

Разряды местоимений.

1

Р/р. Сочинении – рассуждение «Кем быть?»

1

Личные местоимения.

Кубан. Нарушение норм литературного языка в образовании и склонении личных местоимений под влиянием говоров.

1

Склонение личных местоимений

1

Возвратное местоимение

1

Притяжательные местоимения

1

Склонение притяжательных местоимений.

Кубан. Ошибки при использовании в речи притяжательных местоимений.

1

Вопросительно – относительные местоимения.

Кубан. Диалектное произношение вопросительных местоимений.

1

Неопределенные местоимения.

1

Склонение неопределенных местоимений.

1

Правописание неопределенных местоимений.

1

Отрицательные местоимения.

1

Правописание отрицательных местоимений. Лингвистический анализ текста.

1

Указательные местоимения.

1

Склонение указательных местоимений.

1

Определенные местоимения.

Кубан. Ошибки в произношении определенных местоимений.

1

Склонение определенных местоимений.

1

Правописание определенных местоимений.

1

Культура речи. Правильное употребление местоимений.

1

Культура речи. Использовании в речи местоимений.

1

Синтаксическая роль местоимений.

1

Определение синтаксической роли местоимений.

1

Р\р Подготовка к  сочинению по картине И. И. Шишкина «Рожь».

1

Местоимения в тексте.

1

Местоимение как средство связи предложений и абзацев в тексте.

1

Контрольный диктант  по теме «Местоимение».

1

Повторение темы «Местоимение».

1

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ

10 ч

Повторение. Орфография.

1

Повторение. Синтаксис и пунктуация.

1

Р/р. Контрольное сочинение – описание по картине И. И. Шишкина «Рожь».

1

Повторение. Имя существительное

1

Повторение. Имя прилагательное.

1

Повторение. Глагол и его формы.

1

Повторение. Имя числительное.

1

Повторение. Местоимение.

1

Повторение. Местоимение.

1

Повторение разделов лингвистики.

1

ИТОГО: 204 ЧАСА

ДИКТАНТОВ – 8

СОЧИНЕНИЙ – 8

ИЗЛОЖЕНИЙ – 9