город Краснодар

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 3

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 30 августа 2010    года

Председатель педсовета    _____________        Стрелкова З.В.

                            подпись руководителя ОУ                  Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По   ___________________РУССКОМУ ЯЗЫКУ____________________

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс)                5      класс                                                              

                    (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов ___204___               Уровень _______базовый_______

                                                                                                                               (базовый, профильный)            

Учитель            Евтушенко Елена Леонидовна                                _____

Программа разработана на основе Программы по русскому языку для                 общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы. Основной курс.                 Элективные курсы. Издательство «Мнемозина», Москва. 2009 год                

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Пояснительная записка

Цели обучения

Курс русского языка в 5классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  1. воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  2. дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  3. освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  4. овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  5. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Данная программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений  Русский язык 5 – 11 классы, автор - составитель С. И. Львова.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей шестиклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку  структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в шестом классе развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся средней школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и коммуникативного программного обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся средней школы. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в шестых классах.

На основании вышеизложенного предлагается следующее тематическое распределения часов:

№/№

Тема разделов лингвистики

Количество часов

Государственная программа

Программа

       1

ЛИНГВИСТИКА – НАУКА О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

2

2 ч + 1

2

Введение в лингвистику. Вводный курс.

93

93 ч +8

Фонетика

4

4 ч + 2

Орфоэпия

5

5 ч + 1

Графика

7

7 ч

Морфемика

5

5 ч + 2

Лексикология

5

5 ч + 1

Орфография

15

15 ч

Морфология

4

4 ч

Культура речи

5

5 ч

Синтаксис и пунктуация

30

30 ч + 2

Текстоведение

13

13 ч

3

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ

84

84 ч +4

Словообразование

12

12 ч + 2

Лексикология и фразеология

15

15 ч + 1

4

МОРФОЛОГИЯ

57

57 ч + 1

Имя существительное

16

16 ч

Имя прилагательное

14

14 ч

Глагол

27

27 ч

Повторение по итогам года

12

12 ч

5

Резервные часы

13

-

Итого

204

204

2. Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по предмету.

№/№

Виды и темы работ практической части

1.

  Р.р.    Сочинение по картине Врубеля «Царевна-Лебедь»

Входная контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

Контрольная работа № 1 – диктант с с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Орфография»

Р.р. Подготовка к сочинению по картине

А. А. Рылова «Полевая рябинка»

Р/Р Подробное изложение «Березка».

Контрольная работа № 2                   ( контрольный диктант с языковым анализом текста по разделу «Орфография»)

Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.И.Фирсова «Юный живописец»

Р.р. Сжатое изложение – миниатюра.

Контрольная работа № 4. Зачет по разделу «Синтаксис»

Контрольная работа № 5 (диктант с языковым анализом по разделам «Синтаксис» и «Пунктуация»)

Р.р. Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова «Московский дворик»

Р.р. Изложение текста с использованием различных типов речи.

Р.р. Изложение текста с использованием различных типов речи.

Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

Контрольная работа № 6 (диктант с языковым анализом по разделу «Словообразование»)

Р.р. Подготовка к сочинению по картине

Н.М. Ромадина «Вербы в половодье».

Р.р. Подготовка к сочинению по картине

А. И. Куиджи «Березовая роща»

Контрольная работа № 7 (зачет по разделу «Лексикология и фразеология»)

Р.р. Изложение текста – описания.

Контрольная работа № 8  (контрольный диктант по теме «Имя существительное»)

Р.р. Подготовка к сочинению по картине

В. М. Васнецова «Аленушка»

Контрольная работа № 9 (зачет по теме «Имя прилагательное»)

Контрольная работа № 10 (зачет по теме «Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола»)

Р.р. Изложение текста – повествования.

Контрольная работа № 11 (диктант с языковым анализом текста по теме «Глагол»)

Контрольная работа № 12 (контрольный диктант с языковым анализом текста по итогам года)

3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

        1. Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 3-х. С.И.Львова, В.В.Львов. – 7-е издание, - М: Мнемозина, 2010.

        2. Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас…» , или речевой этикет. – М., 2004

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания

методического

объединения  

учителей

от «__» августа  №__,

_______       Калинина Л.П.

(подпись)

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_________           ___________        

(подпись)                     Расшифровка подписи.              ____________      Дата


            Согласовано

заместитель директора по УВР

__________________________

«___» __________ 2010 года

город Краснодар

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по _____________русскому языку                                                                        

(указать предмет, курс, модуль)

Класс    _______________________5  «А»_________________________________________        

Учитель          Евтушенко Елена Леонидовна___________________________

Количество часов: всего 204  часа; в неделю  6  часов;

Планирование составлено на основе рабочей программы Евтушенко Е.Л., учителя русского языка и литературы, утвержденной решением педагогического совета протокол №1 от 30 августа 2010 года                

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

№/№ уроков за год

№/№ уроков

на каждую тему

Тема урока

Количество часов

Дата проведения урока

Оборудование урока

ЛИНГВИСТИКА – НАУКА О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

2 ч + 1

Лингвистика как наука о языке и речи.

1

Основные разделы лингвистики

1

Основные единицы языка и речи.

1

Введение в лингвистику. Вводный курс.

93 ч +8

Фонетика

4 ч + 2

Фонетика как раздел лингвистики. Звук – основная единица фонетики.

1

Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи.

1

Обобщение сведений о звуках русского языка и их классификация: гласные и согласные.

1

  Р.р.    Сочинение по картине Врубеля «Царевна-Лебедь»

1

Звукопись как выразительное средство устной речи.

1

Входная контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

1

Орфоэпия

5 ч + 1

Орфоэпия как раздел языкознания.

1

Особенности произношения безударных гласных, некоторых согласных звуков и их сочетаний. Кубан. Особенности произношения отдельных гласных звуков на Кубани.

1

Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Кубан. Слова с нелитературным ударением на Кубани.

1

Оглушение и озвончение парных согласных звуков. Кубан. Особенности произношения согласных звуков на Кубани.

1

Произношение мягкого и твердого согласного перед (Э) в иноязычных словах.

1

Правильное произношение некоторых групп согласных.

1

Графика

7 ч

Графика как раздел лингвистики, устанавливающий соотношение между буквами алфавита и звука.

1

Сведения из истории происхождения письменности и русского алфавита.

1

Обозначение звуков с помощью  букв е, ё, ю, я.

1

Обозначение звуков с помощью  букв е, ё, ю, я.

1

Роль букв ъ и ь в обозначении звукового состава словоформы.

1

Роль букв ъ и ь в обозначении звукового состава словоформы.

1

Контрольная работа № 1 диктант с с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Орфография»

1

Морфемика

5 ч + 2

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова.

1

Корень, приставка, суффикс и окончание – морфемы, передающие информацию о слове.

1

Морфемы словообразующие и формообразующие. Кубан. Ошибки в употреблении приставок и суффиксов, вызванные влиянием говоров.

1

Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство.

1

Морфемная модель слова. Кубан. Словообразовательные диалектизмы и культура речи.

1

Чередование гласных и согласных в морфемах.

1

Понятие об этимологии. Исторические изменения в структуре слова.

1

Лексикология

5 ч + 1

Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова.

1

Основные способы объяснения лексического значения слова. Кубан. Значение слова в литературном языке и говорах.

1

Слова нейтральные и стилистически окрашенные (разговорные и книжные).

1

Тематические группы слов.

1

Слова, обозначающие родовые и видовые понятия.

1

Р.р. Подготовка к сочинению по картине

А. А. Рылова «Полевая рябинка»

1

Орфография

15 ч

Орфография как раздел лингвистики.

1

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.

1

Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных  и согласных звуков.

1

Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных  и согласных. звуков

1

Виды орфограмм в окончании. Кубан. Влияние диалекта на употребление падежных форм существительных.

1

Понятие об омофонах и особенностях их значения, произношения и написания.

1

Грамматический анализ слова как основа выбора правильного написания окончания имен существительных.

1

Грамматический анализ слова как основа выбора правильного написания окончания имен существительных.

1

Грамматический анализ слова как основа выбора правильного написания окончания глаголов.

1

Грамматический анализ слова как основа выбора правильного написания окончания глаголов.

1

Р/Р Подробное изложение «Березка».

1

Употребление Ь и Ъ на письме.

1

Слитное, дефисное и раздельное написание.

1

Не с глаголами.

1

Контрольная работа № 2                   ( контрольный диктант с языковым анализом текста по разделу «Орфография»)

1

Морфология

4 ч

Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи.

1

Типичные суффиксы и окончания разных частей речи.

1

Слова изменяемые и неизменяемые.

1

Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание.

1

Культура речи

5 ч

Культура речи как раздел лингвистики.

1

Норма как правильное употребление в речи языковых единиц.

1

Нормы, связанные с различными областями языка. Кубан. Кубанские диалектизмы, их типы.

1

Речевой этикет как правила речевого поведения. Понятие  речевой ситуации.

1

Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

1

Синтаксис и пунктуация

30 ч + 2

Синтаксис как раздел лингвистики. Основные единицы синтаксиса и их признаки.

1

Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании.

1

Виды словосочетаний: именные и глагольные.

Кубан. Ошибки в согласовании и управлении в речи учащихся.

1

Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.И.Фирсова «Юный живописец»

1

Предложение как основная единица синтаксиса. Интонация предложения.

1

Предложение, его виды по цели высказывания. Кубан. Особенности употребления вопросительных частиц в кубанских говорах.

1

Грамматическая основа предложения.

1

Основные типы грамматических основ.

1

Предложения простые и сложные.

1

Предложения простые и сложные.

1

Второстепенные члены предложения.

1

Второстепенные члены предложения.

1

Предложение, его виды по эмоциональной окраске.

1

Предложение, его виды по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения.

1

Р.р. Сжатое изложение – миниатюра.

1

Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами.

1

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Предложение с обращениями.

1

Предложения с обращениями.

1

Предложения с вводными словами.

1

Предложения со сравнительными оборотами.

1

Предложения с прямой речью.

1

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

Синтаксический разбор предложения

1

Контрольная работа № 4. Зачет по разделу «Синтаксис»

1

Пунктуация как раздел правописания

1

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания внутри простого предложения.

1

Знаки препинания между частями сложного предложения. Кубан. Особенности построения сложных предложений в кубанском диалекте.

1

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

Контрольная работа № 5 (диктант с языковым анализом по разделам «Синтаксис» и «Пунктуация»)

1

Правильное и выразительное чтение предложений разных синтаксических конструкций

1

Текстоведение

13 ч

Текстоведение как раздел лингвистики. Текст и его признаки.

1

Тема и основная мысль текста.

1

Строение текста и развитие основной мысли.

1

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

1

Строение текста – повествования.

1

Строение текста – описание.

1

Р.р. Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова «Московский дворик»

1

Строение текста – рассуждение.

1

Микротема. Абзац; строение абзаца.

1

План текста. План простой и сложный.

1

Р.р. Изложение текста с использованием различных типов речи.

2

Р.р. Изложение текста с использованием различных типов речи.

Редактирование текста

1

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ

84 ч +4

Словообразование

12 ч + 2

Словообразование как раздел лингвистики. Словообразующие морфемы (приставка, суффикс).

1

Основные способы образования слов в русском языке.

1

Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка.

1

Правописание букв О – А в корнях с чередованием.

1

Правописание букв О – А в корнях с чередованием.

1

Буквы О – Е после щипящих в корнях слов.

1

Буквы О – Е после щипящих в корнях слов.

1

Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

1

Типичные способы словообразования  имен существительных.

1

Типичные способы словообразования  прилагательных.

1

Типичные способы словообразования  глаголов. Неологизмы и их образование в языке.

1

Контрольная работа № 6 (диктант с языковым анализом по разделу «Словообразование»)

1

Сопоставитьльный анализ морфемного строения и написания слов

1

Р.р. Подготовка к сочинению по картине

Н.М. Ромадина «Вербы в половодье».

1

Лексикология и фразеология

15 ч + 1

Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Слова однозначные и многозначные.

1

Употребление слов в прямом и переносном значении.

1

Тропы, основанные на употреблении слов в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет).

1

Характеристика лексики русского языка с точки зрения семантической группировки слов: слова – синонимы.

1

Характеристика лексики русского языка с точки зрения семантической группировки слов: слова – антонимы, слова – омонимы.

1

Р.р. Подготовка к сочинению по картине

А. И. Куиджи «Березовая роща»

1

Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения происхождения.

1

Исконно русские и заимствованные слова.

1

Правописание букв Ы – И после Ц.

1

Правописание букв Ы – И после Ц.

1

Лексическая система русского языка с точки зрения употребления слов различными группами людей.

1

Терминологическая лексика.

1

Устаревшие слова и неологизмы.

1

Фразеология  как раздел лингвистики. Фразеологизмы; их языковые особенности.

1

Контрольная работа № 7 (зачет по разделу «Лексикология и фразеология»)

1

Лексический разбор слова.

1

МОРФОЛОГИЯ

57 ч + 1

Лексическое и грамматическое значение. Принципы классификации частей речи.

1

          Имя существительное

16 ч

Имя существительное как часть речи. Кубан. Кубанские диалектные особенности в употреблении рода имен существительных.

1

Словообразование имен существительных. Правописание суффиксов –ЧИК-, - ЩИК-

1

Правописание суффиксов –ЕК-, -ИК- (-ЧИК-)

1

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

Имен существительные  собственные и нарицательные.

1

Склонение имен существительных.

1

Правописание безударных окончаний –е и –и имен существительных.

1

Различие окончаний –е и –и существительных на      –ия, -ий, -ие.

1

Существительные разносклоняемые и несклоняемые.

1

Род имен существительных. Существительное общего рода. Род несклоняемых существительных.

1

Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными

1

Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными

1

Р.р. Изложение текста – описания.

1

Число имен существительных. Существительные, имеющие только форму единственного числа или только форму множественного числа.

1

Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении

1

Контрольная работа № 8  (контрольный диктант по теме «Имя существительное»)

1

Имя прилагательное

14 ч

Имя прилагательное как часть речи. Кубан. Богатство и разнообразие качественных прилагательных в кубанской речи.

1

Словообразование имен прилагательных.

1

Р.р. Подготовка к сочинению по картине

В. М. Васнецова «Аленушка»

1

Разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия.

1

Разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия.

1

Степени сравнения прилагательных. Кубан. Особенности образования сравнительной степени прилагательных в говорах Кубани.

1

Образование сравнительной и превосходной степени.

1

Краткие и полные прилагательные.

1

Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую.

1

Склонение полных прилагательных.

1

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

1

Синтаксическая роль имен прилагательных в предложении.

1

Контрольная работа № 9 (зачет по теме «Имя прилагательное»)

1

Правильное употребление имен прилагательных

1

Глагол

27 ч

Глагол как часть речи. Кубан. Семантическое богатство глаголов речи, движения, эмоционального состояния в кубанской речи.

1

Инфинитив, его грамматические особенности.

1

Инфинитив, его грамматические особенности.

1

Словообразование глаголов. Приставочный способ образования глаголов.

1

Вид глагола, видовая пара.

1

Правописание суффиксов –ыва- (-ива-), - ова- (-ева-).

1

Переходные и непереходные глаголы.

1

Возвратные и невозвратные глаголы.

1

Спряжение глаголов.

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

Изменение глаголов по наклонениям (условное, повелительное, изъявительное).

1

Условное наклонение: значение, образование, изменение по числам и родам.

1

Повелительное наклонение.

1

Правописание Ь в глаголах повелительного наклонения.

1

Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам.

1

Безличные глаголы. Кубан. Ошибки в спряжении разноспрягаемых глаголов в кубанских говорах.

1

Чередование гласных и согласных в корнях при образовании слов и их форм.

1

Корни с чередованием и// е и их написание.

1

Корни с чередованием и// е и их написание.

1

Контрольная работа № 10 (зачет по теме «Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола»)

1

Морфологический разбор глагола.

1

Р.р. Изложение текста – повествования.

1

Синтаксическая роль глагола в словосочетании и предложении.

1

Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи.

1

Контрольная работа № 11 (диктант с языковым анализом текста по теме «Глагол»)

1

Употребление глаголов в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

1

Повторение по итогам года

12 ч

Повторение. Предмет изучения лингвистики.

1

Повторение. Разделы лингвистики.

1

Повторение. Правописание морфем.

1

Повторение по итогам года. Слово – дело великое (Л.Н.Толстой)

1

Повторение. Орфограммы глагола.

1

Повторение. Простое осложненное предложение. Сложные предложения. Прямая речь.

1

Контрольная работа № 12 (контрольный диктант с языковым анализом текста по итогам года)

1

Повторение. Языковой анализ текста.

1

Повторение. Языковой анализ текста.

1

Повторение. Пунктуационные анализ текста.

1

Повторение. Пунктуационные анализ текста.

1

Повторение. Орфографический и пунктуационный разбор текста. Подведение итогов года.

1

Итого: 204 часа   Контрольных работ  - 12       , сочинений -   8  , изложений - 5