Жизнь – радуга (Творческая мастерская письма)
Цель: закрепить умение учащихся в использовании словотворчества;
развивать речь на основе логического мышления, заданий ассоциативного характера; мобилизовать творческое самочувствие, формировать эстетическое восприятие слова; коснуться глубинных слоев духовной жизни личности.
- Что принадлежит Вам, однако другие пользуются этим чаще, чем Вы?
Слайд 2
- Мысленно раскрасьте это слово, напишите вокруг него название цветов, которые вы использовали.
Слайд 3
Слайд 4
Ах, надо же было
Такому случиться:
Семь перьев в пути
Обронила жар-птица.
А ветер нашел их,
Присвистнув: «Откуда?
Кто здесь потерял
Семицветное чудо?»
Собрал, разложил
В вышине полукругом -
И вспыхнуло... чудо
Ярко над лугом.
А. Береснев
-Что это за чудо? Какого цвета семицветное чудо?
Слайд 5 (Пауза в слайдах)
5. Запись на доске: «радуга», КОЖЗГСФ (цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
6. -Представьте радугу. Запишите на листочках слова – ассоциации на слово РАДУГА, всегда ли это только цвет?
7. Социализация. – Выберите на ваш взгляд самое яркое слово, которое вы хотите записать на доске. (ЖИЗНЬ, ЧУДО, СВЕТ……)
В ходе работы на доске появляется запись. Дети дописывают в свои работы слова по ходу обсуждения.
радуга | КОЖЗГСФ |
чудо | радость |
красота | коромысло |
разноцветная | пестрая |
жизнь | свет |
Слайд 6 ( С ромашек)
10.- С чем можно сравнить жизнь? (В ходе разговора на доске появляется тема):
Слайд 7
Жизнь — радуга...
11. - Загляните в себя, в свою маленькую жизнь. Почувствуем себя.
Слегка прикроем глаза. Заметим дрожание ресниц. Остановим дрожание, посмотрев чуть-чуть в даль, в небо. Зажмурим глаза. Заглянем в себя. Какого цвета мои глаза? Какой я? Каким я себя чувствую?
- В ходе разговора отметьте дополнения к написанному («веселый», «добрый», «друг», «сын», «красивый», «интересный» и т. д.).
14. - Перелистайте картины вашей маленькой жизни.
Я называю картину, а вы пишете в столбик слова-ассоциации, которые у вас возникают: «мой дом», «праздничный стол», «Новый год», «у костра», «после дождя», «интересная книга», «моя любимая книга», «любимая песня», «школа».
15. «Мир, ты сложен и прекрасен». Написаны вопросы на листочках желтых, разберите их и напишите ответ на тот вопрос, который вам достался.
- Искренне порассуждайте на эти темы:
А сейчас проведем блиц – турнир с самим собой. Ответьте мысленно на вопросы, которые у вас на листочках.
- Кто хочет высказаться, прошу к доске, говорить может только тот, кто находится у доски.
18. - Представьте поляну, на ней большой увесистый дуб - древо мудрости. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос о жизни, какой только вы сможете ему задать. Сформулируйте вопрос и запишите на листочке древа мудрости. Затем прикрепите его к нашему символическому дереву.
20. Читает учитель:
ЧЕЛОВЕК - ВЕЧНАЯ ТАЙНА
«Почему меня тянет к старым, вроде немощным людям? Чувствую, что с ними я могу больше понять жизнь. Как становится радостно, когда открываешь перед собой человека, у которого в каждой морщинке, словно на срезе дерева, читаешь разные периоды жизни: в эти годы человек цвел, радовал окружающий мир, а здесь он пережил первое горе... Испытания оставляют след на лице, а душа – ларец воспоминаний, мудрых мыслей о значимости жизни.
Наверное, так и нужно подходить к человеку. Но всегда ли мы идем навстречу к старости? В чем же тайна человека?»
-Жизнь человека - тоже тайна. .
21. Учитель читает стихотворение. Задание учащимся: выбрать самые, на их взгляд, точные слова о жизни.
* * *
Жизнь похожа на ранний дождь,
Быстрый, шумный, отважный..
Пролетела, и не найдешь
Капли, - сгибни от жажды!
Жизнь похожа на злой огонь,
На пожар басурманий:
Отпылает, как чей-то конь
Вдруг проскачет в тумане.
Жизнь - призванье, черный быт.
Жизнь - и край, и планета,
Все и даже цокот копыт –
Звонок в памяти где-то.
Все, от солнышка до ростка,
Нянчено синевою.
Жизнь, ты вечна и так близка,
Плата - лишь головою!
В.Сорокин
22. Социализация.
-Надо назвать слова, которые записали, и продолжить столбик слов; записать, что означает для вас жизнь: радость, счастье, красота, любовь, печаль, старость, одиночество?
23. - Перечитайте все, что записали. Выберите самое главное слово из всех написанных. Это и есть тема сочинения.
- Напишите сочинение на выбранную тему.
24 -Чтение сочинений.
25. -Рисунок «Моя жизнь - радуга».
26. -Афиширование работ на доске. Просмотр работ друг у друга.
27. -Рефлексия.
-Твое состояние во время работы.
- О чем ты задумался?
- О чем молчал на уроке?
- Что расскажешь дома об уроке?