Жизнь – радуга   (Творческая мастерская письма)

Цель: закрепить умение учащихся в использовании словотворчества;

развивать речь на основе логического мышления, заданий ассоциативного характера;  мобилизовать творческое самочувствие, формировать эстетическое восприятие слова;   коснуться глубинных слоев духовной жизни личности.

-  Что принадлежит Вам,  однако другие пользуются этим чаще, чем Вы?

Слайд 2

  1. Индуктор. Положите на лист бумаги свою ладонь. Обведите  ее. Закройте на минутку глаза. Представьте самые счастливые минуты жизни, дорого и близкого человека. Вспомните и услышьте его голос. Он зовет вас по имени или просто ласковым голосом. Вы услышали? Откройте глаза и запишите это слово в середине ладошки.

- Мысленно раскрасьте это слово, напишите вокруг него название цветов, которые вы использовали.

  1. - Какого цвета ваше имя? Внутри группы расскажите друг другу, какого цвета ваше имя, почему.

Слайд 3

  1. - Цвет радует глаз, душу, сердце человека. Давайте представим разные цвета (Учитель называет образы: «лето», «солнце», «дождик», «голубое небо», «яркая радуга».) Какие цвета вы представили? Запишите их названия.

Слайд 4

  1. Учитель читает стихотворение:

Ах, надо же было    

Такому случиться:        

Семь перьев в пути

Обронила жар-птица.      

А ветер нашел их,

Присвистнув: «Откуда?

Кто здесь потерял

Семицветное чудо?»

Собрал, разложил          

    В вышине полукругом -  

И вспыхнуло... чудо    

Ярко над лугом.

                                               А. Береснев

-Что это за чудо? Какого цвета семицветное чудо?

Слайд 5   (Пауза в слайдах)

5. Запись на доске: «радуга», КОЖЗГСФ (цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

6. -Представьте радугу. Запишите на листочках слова – ассоциации на слово РАДУГА, всегда ли это только цвет?

7.        Социализация. – Выберите на ваш взгляд самое яркое слово, которое вы хотите записать на доске. (ЖИЗНЬ, ЧУДО, СВЕТ……)

В ходе работы на доске появляется запись. Дети дописывают в свои работы слова по ходу обсуждения.

радуга

КОЖЗГСФ

чудо

радость

красота

коромысло

разноцветная

пестрая

жизнь

свет

  1. – Какое из этих слов на ваш взгляд можно назвать главным? (Ученики выбирают главное слово в этом ряду, а на доске записывает ся слово «жизнь»).

Слайд 6 ( С ромашек)

  1. - У человека самое дорогое - жизнь. У большого - большая жизнь, у маленького - маленькая жизнь, у каждого - единственная жизнь, разноцвет ная, пестрая, похожая на радугу. В жизни может быть много цветов и оттенков: радость светлая, горе черное и т.д.

10.- С чем можно сравнить жизнь?         (В ходе разговора на доске появляется тема):

Слайд 7


Жизнь — радуга...


11.        - Загляните  в себя, в свою маленькую жизнь. Почувствуем себя.

Слегка прикроем глаза. Заметим дрожание ресниц. Остановим дрожание, посмотрев чуть-чуть в даль, в небо. Зажмурим глаза. Заглянем в себя. Какого цвета мои глаза? Какой я? Каким я себя чувствую?

  1. - Запишите: «Я» и все о своем «Я».
  2. Социализация.

- В ходе разговора отметьте дополнения к написанному («веселый», «добрый», «друг», «сын», «красивый», «интересный» и т. д.).

14.        - Перелистайте картины вашей маленькой жизни.

Я называю картину, а вы пишете в столбик слова-ассоциации, которые у вас возникают: «мой дом», «праздничный стол», «Новый год», «у костра», «после дождя», «интересная книга», «моя любимая книга», «любимая песня», «школа».

15.        «Мир, ты сложен и прекрасен». Написаны вопросы на листочках желтых, разберите их и напишите ответ на тот вопрос, который вам достался.  

- Искренне порассуждайте на эти темы:

  1. Что я люблю в себе?
  2. Какое у меня чаще бывает настроение?
  3. Свет в моей жизни.
  4. Маленькие хитрости в моей жизни.
  5. Моя печаль.
  6. Моя радость.
  7. Для чего я живу на свете?

А сейчас проведем блиц – турнир с самим собой. Ответьте мысленно  на вопросы, которые у вас на листочках.

  1. - Какой вопрос оказался самым трудным? («Для чего я живу на свете?») Поищите ответ.

  1. Панель:  Задумайтесь над словами  Сухомлинского: «Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастье других. Смысл жизни – в служении людям».

-        Кто хочет высказаться, прошу к доске, говорить может только тот, кто находится у доски.

18.    - Представьте поляну, на ней большой увесистый дуб - древо мудрости. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос о жизни, какой только вы сможете ему задать. Сформулируйте вопрос и запишите на листочке древа мудрости. Затем прикрепите его к нашему символическому дереву.

  1. -  Как вы думаете, почему  мудрец  не  юноша, а старый человек?    Обсудите это в группах.

20.        Читает учитель:

ЧЕЛОВЕК - ВЕЧНАЯ ТАЙНА

«Почему меня тянет к старым, вроде немощным людям? Чувствую, что с ними я могу больше понять жизнь. Как становится радостно, когда открываешь перед собой человека, у которого в каждой морщинке, словно на срезе дерева, читаешь разные периоды жизни: в эти годы человек цвел, радовал окружающий мир, а здесь он пережил первое горе... Испытания оставляют след на лице, а душа – ларец воспоминаний, мудрых мыслей о значимости жизни.

Наверное, так и нужно подходить к человеку. Но всегда ли мы идем навстречу к старости? В чем же тайна человека?»

-Жизнь человека - тоже тайна.  .

21.        Учитель читает стихотворение. Задание учащимся: выбрать самые, на их взгляд, точные слова о жизни.

* * *

Жизнь похожа на ранний дождь,

Быстрый, шумный, отважный..

Пролетела, и не найдешь

Капли, - сгибни от жажды!

Жизнь похожа на злой огонь,  

На пожар басурманий:

Отпылает, как чей-то конь

Вдруг проскачет в тумане.

Жизнь - призванье, черный быт.

Жизнь - и край, и планета,  

Все и даже цокот копыт –

Звонок в памяти где-то.

Все, от солнышка до ростка,

Нянчено синевою.      

Жизнь, ты вечна и так близка,

Плата - лишь головою!

В.Сорокин

22.        Социализация.

-Надо назвать слова, которые записали, и продолжить столбик слов; записать, что означает для вас жизнь: радость, счастье, красота, любовь, печаль, старость, одиночество?

      23.  - Перечитайте все, что записали. Выберите самое главное слово из всех написанных. Это и есть тема сочинения.

- Напишите сочинение на выбранную тему.

24  -Чтение сочинений.

25.    -Рисунок «Моя жизнь - радуга».

26.     -Афиширование работ на доске. Просмотр работ друг у друга.

27.      -Рефлексия.

-Твое состояние во время работы.

- О чем ты задумался?

- О чем молчал на уроке?

- Что расскажешь дома об уроке?