Согласовано

Зам. директора по УВР

___________________________

«___» ______________ 2008  года

Муниципальное образование город Краснодар

Центральный внутригородской округ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по __спецкурс по русскому языку  «Технология общения»              

(указать предмет)

Класс __________________ 6  ____________________________________

Учитель __________ЕВТУШЕНКО  ЕЛЕНА  ЛЕОНИДОВНА ___________

Количество часов: всего ___34__ часов; в неделю ____1_____ часов;

Муниципальное образование город Краснодар

Центральный внутригородской округ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия  № 3

Утверждено

решение педсовета протокол №______

от «___»________________

Председатель педсовета

МОДИФИЦИРОВАННАЯ (АВТОРИЗОВАННАЯ) ПРОГРАММА

(Спецкурс "Технология  общения". 6-й класс)

по_______________РУССКОМУ ЯЗЫКУ____________________________

(указать предмет)

Класс ___________ _______6 «А» ____________________________________

Учитель ___ЕВТУШЕНКО  ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА___________________

ЭКСПЕРТЫ:

__________     ____________________________________________________

                                  (Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)

__________    ____________________________________________________

                                (Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)

__________      ____________________________________________________________

                 (Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)

                 Спецкурс "Технология  общения". 6-й класс

Достойное самопредъявление себя коллективу, обществу – залог успеха человека.

С. Ф. Сизиков

Пояснительная записка

Каждому человеку, чтобы добиться успеха в жизни и в работе, необходимо, прежде всего, научиться общаться. Потребность в общении – неотъемлемая часть жизни человека, познания окружающего мира, других людей, самого себя. В широком понимании общение – это процесс обмена информацией, впечатлениями, выработка взаимопонимания, общего мнения.

Навыки общения необходимы для того, чтобы уверенно чувствовать себя в коллективе. Без знания общепринятых правил культуры общения трудно рассчитывать на успех в жизни и работе.

Элективный курс “Искусство общения” предназначен для учащихся 6-х классов и рассчитан на 34 часов.

Цель курса: познакомить с основными требованиями к культуре речи в устной и письменной формах языка; формирование навыков работы с текстом, составление точного и выразительного устного высказывания; углубление знаний по культуре речи.

Задачи курса:

  1. пополнить знания учащихся по русскому языку;
  2. совершенствовать коммуникативные навыки и умения учащихся;
  3. развивать логическое мышление;
  4. развивать умения убеждать посредством устной речи;
  5. донести свои мысли, идеи до оппонента и понять чужое мнение по данному вопросу;
  6. вырабатывать общее мнение, принимать общее решение или находить компромисс.

В данном курсе в качестве ведущего компонента является речевая деятельность. Единицы содержания – речевые умения: устная связная речь, письменное изложение материала по теме (проектная деятельность). Реализуется идея развивающего обучения – творческие задания, проблемные вопросы, дается научная терминология. Материал курса по речевой деятельности отобран с учетом практических потребностей развития речевой способности. Содержание знаний о языке направлено на овладение речевыми умениями и на формирование у учащихся элементов научного понимания структуры языка, законов его развития и роли в общественной жизни.

Программа курса способствует развитию основных умений и навыков в общении, а также обязательных теоретических знаний, что позволяет изучению смежных учебных предметов на профильном уровне; способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Курс “Технология  общения” создан на основе развивающего обучения с учетом личностного фактора. Его новизна состоит в том, что он включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Отличительной чертой настоящего курса является обилие практических речевых упражнений, направленных на преодоление страха перед аудиторией,  приобретение навыка устной речи, развитие интереса к языку. Курс строится на принципах естественного развития личности учащихся

  1. От умения составить и произнести речь – к умению отстаивать свои взгляды
  2. От умения отстаивать свои взгляды – к умению сопоставлять их со взглядами других и формировать обще приемлемое мнение.

Планируемыми результатами является обеспечение языкового и речевого развития учащихся; формирование функционально грамотной личности.

Способ развертывания содержания учебного материала соответствует стоящим в программе целям обучения: формирование теоретического и эмпирического мышления обучающихся и определяется объективным уровнем развития научных знаний.

Основные ведущие методы в изучении тем – репродуктивный, поисковый. При изучении материала используются следующие организационные формы обучения: работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа. Приемы изучения и контроля данного материала: беседа, дискуссия, фронтальный опрос, ролевая игра, тестирование, анализ текста, защита проекта.

Материал программы распределен во времени и с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и запланированных результатов. Определена такая последовательность знаний, которая является наиболее “коротким путем” в достижении целей.

Модель выпускника: личность с активной жизненной позицией, обладающая необходимыми знаниями, умениями, навыками и ценностными ориентациями для успешной деятельности в сфере общественных наук.

Знания, полученные в процессе изучения этого курса, какую бы область деятельности не избрал учащийся в будущем, помогут найти им свое место в жизни.

Содержание программы

Основные психологические аспекты культуры речи. 2 часа

Эмоции и чувства. Общение. Эмоции. Чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Значение эмоций и чувств при общении. Основы коммуникации. Общение – процесс обмена информацией, процесс взаимодействия людей. Коммуникация как одна из важнейших сторон человеческого общения и взаимодействия.

Культура речи. 11 часов

Культура речи в общении. Основные признаки культуры речи. Речь правильная и хорошая. Стремление к ясности, точности и чистоте деловой речи. Борьба с многословием, паразитизмами, вульгаризмами, жаргонизмами, разностилевой и бранной лексики. Роль орфоэпии в речевом общении. Роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении между людьми. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Зависимость между значением, ударением, грамматическими признаками и морфемным составом слов – омографов. Грамматическая правильность – основа культуры речи. Грамматическая форма как единица языка и речи. Ограничения в образовании и сочетаемости грамматических форм. Морфологические, лексические, синтаксические нормы языка. Лексические нормы языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Лексика с точки зрения ее употребления: общеупотребительная лексика, диалектная, просторечная, устаревшая, неологизмы. Иноязычные слова и уместность их употребления. Точность словоупотребления. Слово в языке и речи. Специфика реализации признаков языкового слова в речи. Специфика слова на разных уровнях. Смысловая специфика слова в речи. Логичность и выразительность речи Логика высказывания. Мелодика речи. Смыслоразличительная роль ударения. Роль интонации в речевом общении.

Специфика культуры речи в письменной речи (элементы письменной деловой речи). 5 часов

Письменная коммуникация. Письменная коммуникация – общение с помощью письменных методов передачи информации. Методы письменного текста. Деловое письмо. Доклад. Конспект. Развитие мысли, план, строение текста. Бланкированные и стандартизированные документы: справка, заявление, инструкция, служебная характеристика, рекламный проспект и др. Доклад – изложение и обоснование результатов работы. Этапы составления доклада. Структурное содержание доклада. Конспект – логическая канва устной речи или письменного сообщения. Способы составления конспекта.

Виды общений. 2 часа

Невербальное общение. Формулы вежливости. Как обратиться к собеседнику? Мимика и жесты в общении. Разговор по телефону. Умение правильно и корректно говорить по телефону. Отличие деловых разговоров по телефону от бытовых. Правила общения по телефону при определенных случаях.

Контроль – работа с текстом. 5 часов

Речевые и стилистические ошибки. Употребление слова в несвойственном ему значении. Тавтология и неуместное употребление слов. Нарушение стилистической окраски текста. Знать и уметь выявлять речевые и стилистические ошибки в тексте. Изложение текста в тезисной форме. Тезис. Правила составления тезисов по данному тексту. Умение и навык составления тезисов по данному тексту. Смысловая и стилистическая оценка текста Ошибки в смысловой и стилистической окраске текста. Практические умения и навыки при оценке данного текста.

Риторика – искусство красноречия.  7 часов

Риторика как искусство красноречия. Обучение первым речам, ограниченным во времени. Подготовка речевого аппарата к произнесению речи. Формировать умение слушать, анализировать. Отработка умения говорить много в определённый интервал времени. Риторика Древней Греции.  Эллада – родина красноречия. Понятие о софизмах, софистические речи. Работа над речами, ограниченными во времени. Отработка умения говорить не только много, но и красиво в фиксированном интервале времени. Практикум. Составление софистических речей. Сократ – философ и оратор. Личность Сократа. Совершенствование созданных учащимися речей. Знакомство с простейшими приемами борьбы с “помехами”. Демосфен – оратор Древней Греции.  Личность Демосфена. Работа над темпом речи. Филиппики Демосфена. Сила голоса и речи.

Защита проектов. 2 часа

Рекомендуемые темы проектов:

  1. Молодежный сленг.
  2. Культура в деловом письменном общении.
  3. Лексические нормы языка.
  4. Речевые и грамматические ошибки в тексте.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Виды деятельности учащихся

Часы

Дата

Основные психологические аспекты культуры речи.  2 часа

Эмоции и чувства.

Конспектирование; умение не только отвечать на вопрос по предмету, но и задать его; учебная беседа учителя и ученика.

1

 

Основы коммуникации.

1

 

Культура речи.   11 часов

Культура речи в общении. Основные признаки культуры речи.

Конспектирование; работа со справочной литературой; умение структурировать учебный материал в логической последовательности; проведение грамматических викторин.

Подготовка к проекту.

Диалог.

1

 

Стремление к ясности, точности и чистоте деловой речи.

1

Роль орфоэпии в речевом общении

1

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

1

Зависимость между значением, ударением, грамматическими признаками и морфемным составом слов – омографов

1

Грамматическая правильность – основа культуры речи.

1

 

Ограничения в образовании и сочетаемости грамматических форм.

1

Лексические нормы языка.

1

 

Лексические нормы языка.

1

Точность словоупотребления.

1

 

Логичность и выразительность речи.

1

 

Специфика культуры речи в письменной форме (элементы письменной деловой речи). 5 часов

Письменная коммуникация.

Исследовательская деятельность по данным текстам. Составление докладов по теме (подготовка к проекту).

1

 

Развитие мысли, план, строение текста.

1

 

Доклад – изложение и обоснование результатов работы. Этапы составления доклада.

1

Конспект – логическая канва устной речи или письменного сообщения.

1

Способы составления конспекта.

1

Виды общения.  2 часа

Понятие и значение невербального общения. Манера поведения.

Ролевая игра.

1

 

Разговор по телефону.

1

 

Контроль – работа с текстом. 5 часов

Речевые и стилистические ошибки.

Анализ и оценка данных текстов; составление тезисов; составление текста по теме.

1

 

Речевые и стилистические ошибки.

1

Изложение текста в тезисной форме.

1

 

Умение и навык составления тезисов по данному тексту.

       1

Смысловая и стилистическая оценка текста.

       1

Риторика – искусство красноречия. 7 часов

Риторика как искусство красноречия.

Конспектирование; работа со справочной литературой; умение структурировать учебный материал в логической последовательности; проведение грамматических викторин

1

Риторика Древней Греции

1

Эллада – родина красноречия.

1

Понятие о софизмах, софистические речи.

1

Сократ – философ и оратор

1

Демосфер – оратор Древней Греции

1

Работа над темпом речи.

1

Защита проектов. 2 часа

Защита проектов

1

Защита проектов

1

Методическая литература для учителя:

  1. Развитие речи. Школьная риторика. 5 кл.: Методический комментарий (Т.А.Ладыженская, Г.Б.Вершинина и др. под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Дрофа, 1996.
  2. Развивайте дар слова: Факультатив. курс “Теория и практика сочинений разных жанров. 8–9 кл.”: Пособие для учащихся. Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. – М.: Просвещение, 1990.
  3. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005.
  5. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. – Санкт-Петербург, 1994.

.

Дидактическое оснащение.

  1.  Таблицы, схемы.
  2. Тезариус по темам (терминологический словарь).
  3. Карточки для индивидуальной и групповой работы.
  4. Дидактический материал (памятки).
  5. Видео или аудио ролики (речевые ситуации)