Согласовано
Зам. директора по УВР
___________________________
«___» ______________ 2008 года
Муниципальное образование город Краснодар
Центральный внутригородской округ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по __спецкурс по русскому языку «Технология общения»
(указать предмет)
Учитель __________ЕВТУШЕНКО ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА ___________
Количество часов: всего ___34__ часов; в неделю ____1_____ часов;
Муниципальное образование город Краснодар
Центральный внутригородской округ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 3
Утверждено
решение педсовета протокол №______
от «___»________________
Председатель педсовета
по_______________РУССКОМУ ЯЗЫКУ____________________________
(указать предмет)
Учитель ___ЕВТУШЕНКО ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА___________________
ЭКСПЕРТЫ:
__________ ____________________________________________________
(Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)
__________ ____________________________________________________
(Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)
__________ ____________________________________________________________
(Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)
Достойное самопредъявление себя коллективу, обществу – залог успеха человека.
С. Ф. Сизиков
Каждому человеку, чтобы добиться успеха в жизни и в работе, необходимо, прежде всего, научиться общаться. Потребность в общении – неотъемлемая часть жизни человека, познания окружающего мира, других людей, самого себя. В широком понимании общение – это процесс обмена информацией, впечатлениями, выработка взаимопонимания, общего мнения.
Навыки общения необходимы для того, чтобы уверенно чувствовать себя в коллективе. Без знания общепринятых правил культуры общения трудно рассчитывать на успех в жизни и работе.
Элективный курс “Искусство общения” предназначен для учащихся 6-х классов и рассчитан на 34 часов.
Цель курса: познакомить с основными требованиями к культуре речи в устной и письменной формах языка; формирование навыков работы с текстом, составление точного и выразительного устного высказывания; углубление знаний по культуре речи.
Задачи курса:
В данном курсе в качестве ведущего компонента является речевая деятельность. Единицы содержания – речевые умения: устная связная речь, письменное изложение материала по теме (проектная деятельность). Реализуется идея развивающего обучения – творческие задания, проблемные вопросы, дается научная терминология. Материал курса по речевой деятельности отобран с учетом практических потребностей развития речевой способности. Содержание знаний о языке направлено на овладение речевыми умениями и на формирование у учащихся элементов научного понимания структуры языка, законов его развития и роли в общественной жизни.
Программа курса способствует развитию основных умений и навыков в общении, а также обязательных теоретических знаний, что позволяет изучению смежных учебных предметов на профильном уровне; способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Курс “Технология общения” создан на основе развивающего обучения с учетом личностного фактора. Его новизна состоит в том, что он включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Отличительной чертой настоящего курса является обилие практических речевых упражнений, направленных на преодоление страха перед аудиторией, приобретение навыка устной речи, развитие интереса к языку. Курс строится на принципах естественного развития личности учащихся
Планируемыми результатами является обеспечение языкового и речевого развития учащихся; формирование функционально грамотной личности.
Способ развертывания содержания учебного материала соответствует стоящим в программе целям обучения: формирование теоретического и эмпирического мышления обучающихся и определяется объективным уровнем развития научных знаний.
Основные ведущие методы в изучении тем – репродуктивный, поисковый. При изучении материала используются следующие организационные формы обучения: работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа. Приемы изучения и контроля данного материала: беседа, дискуссия, фронтальный опрос, ролевая игра, тестирование, анализ текста, защита проекта.
Материал программы распределен во времени и с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и запланированных результатов. Определена такая последовательность знаний, которая является наиболее “коротким путем” в достижении целей.
Модель выпускника: личность с активной жизненной позицией, обладающая необходимыми знаниями, умениями, навыками и ценностными ориентациями для успешной деятельности в сфере общественных наук.
Знания, полученные в процессе изучения этого курса, какую бы область деятельности не избрал учащийся в будущем, помогут найти им свое место в жизни.
Основные психологические аспекты культуры речи. 2 часа
Эмоции и чувства. Общение. Эмоции. Чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Значение эмоций и чувств при общении. Основы коммуникации. Общение – процесс обмена информацией, процесс взаимодействия людей. Коммуникация как одна из важнейших сторон человеческого общения и взаимодействия.
Культура речи. 11 часов
Культура речи в общении. Основные признаки культуры речи. Речь правильная и хорошая. Стремление к ясности, точности и чистоте деловой речи. Борьба с многословием, паразитизмами, вульгаризмами, жаргонизмами, разностилевой и бранной лексики. Роль орфоэпии в речевом общении. Роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении между людьми. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Зависимость между значением, ударением, грамматическими признаками и морфемным составом слов – омографов. Грамматическая правильность – основа культуры речи. Грамматическая форма как единица языка и речи. Ограничения в образовании и сочетаемости грамматических форм. Морфологические, лексические, синтаксические нормы языка. Лексические нормы языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Лексика с точки зрения ее употребления: общеупотребительная лексика, диалектная, просторечная, устаревшая, неологизмы. Иноязычные слова и уместность их употребления. Точность словоупотребления. Слово в языке и речи. Специфика реализации признаков языкового слова в речи. Специфика слова на разных уровнях. Смысловая специфика слова в речи. Логичность и выразительность речи Логика высказывания. Мелодика речи. Смыслоразличительная роль ударения. Роль интонации в речевом общении.
Специфика культуры речи в письменной речи (элементы письменной деловой речи). 5 часов
Письменная коммуникация. Письменная коммуникация – общение с помощью письменных методов передачи информации. Методы письменного текста. Деловое письмо. Доклад. Конспект. Развитие мысли, план, строение текста. Бланкированные и стандартизированные документы: справка, заявление, инструкция, служебная характеристика, рекламный проспект и др. Доклад – изложение и обоснование результатов работы. Этапы составления доклада. Структурное содержание доклада. Конспект – логическая канва устной речи или письменного сообщения. Способы составления конспекта.
Виды общений. 2 часа
Невербальное общение. Формулы вежливости. Как обратиться к собеседнику? Мимика и жесты в общении. Разговор по телефону. Умение правильно и корректно говорить по телефону. Отличие деловых разговоров по телефону от бытовых. Правила общения по телефону при определенных случаях.
Контроль – работа с текстом. 5 часов
Речевые и стилистические ошибки. Употребление слова в несвойственном ему значении. Тавтология и неуместное употребление слов. Нарушение стилистической окраски текста. Знать и уметь выявлять речевые и стилистические ошибки в тексте. Изложение текста в тезисной форме. Тезис. Правила составления тезисов по данному тексту. Умение и навык составления тезисов по данному тексту. Смысловая и стилистическая оценка текста Ошибки в смысловой и стилистической окраске текста. Практические умения и навыки при оценке данного текста.
Риторика – искусство красноречия. 7 часов
Риторика как искусство красноречия. Обучение первым речам, ограниченным во времени. Подготовка речевого аппарата к произнесению речи. Формировать умение слушать, анализировать. Отработка умения говорить много в определённый интервал времени. Риторика Древней Греции. Эллада – родина красноречия. Понятие о софизмах, софистические речи. Работа над речами, ограниченными во времени. Отработка умения говорить не только много, но и красиво в фиксированном интервале времени. Практикум. Составление софистических речей. Сократ – философ и оратор. Личность Сократа. Совершенствование созданных учащимися речей. Знакомство с простейшими приемами борьбы с “помехами”. Демосфен – оратор Древней Греции. Личность Демосфена. Работа над темпом речи. Филиппики Демосфена. Сила голоса и речи.
Защита проектов. 2 часа
Рекомендуемые темы проектов:
№ | Тема | Виды деятельности учащихся | Часы | Дата | |
Основные психологические аспекты культуры речи. 2 часа | |||||
Эмоции и чувства. | Конспектирование; умение не только отвечать на вопрос по предмету, но и задать его; учебная беседа учителя и ученика. | 1 |
| ||
Основы коммуникации. | 1 |
| |||
Культура речи. 11 часов | |||||
Культура речи в общении. Основные признаки культуры речи. | Конспектирование; работа со справочной литературой; умение структурировать учебный материал в логической последовательности; проведение грамматических викторин. Подготовка к проекту. Диалог. | 1 |
| ||
Стремление к ясности, точности и чистоте деловой речи. | 1 | ||||
Роль орфоэпии в речевом общении | 1 | ||||
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. | 1 | ||||
Зависимость между значением, ударением, грамматическими признаками и морфемным составом слов – омографов | 1 | ||||
Грамматическая правильность – основа культуры речи. | 1 |
| |||
Ограничения в образовании и сочетаемости грамматических форм. | 1 | ||||
Лексические нормы языка. | 1 |
| |||
Лексические нормы языка. | 1 | ||||
Точность словоупотребления. | 1 |
| |||
Логичность и выразительность речи. | 1 |
| |||
Специфика культуры речи в письменной форме (элементы письменной деловой речи). 5 часов | |||||
Письменная коммуникация. | Исследовательская деятельность по данным текстам. Составление докладов по теме (подготовка к проекту). | 1 |
| ||
Развитие мысли, план, строение текста. | 1 |
| |||
Доклад – изложение и обоснование результатов работы. Этапы составления доклада. | 1 | ||||
Конспект – логическая канва устной речи или письменного сообщения. | 1 | ||||
Способы составления конспекта. | 1 | ||||
Виды общения. 2 часа | |||||
Понятие и значение невербального общения. Манера поведения. | Ролевая игра. | 1 |
| ||
Разговор по телефону. | 1 |
| |||
Контроль – работа с текстом. 5 часов | |||||
Речевые и стилистические ошибки. | Анализ и оценка данных текстов; составление тезисов; составление текста по теме. | 1 |
| ||
Речевые и стилистические ошибки. | 1 | ||||
Изложение текста в тезисной форме. | 1 |
| |||
Умение и навык составления тезисов по данному тексту. | 1 | ||||
Смысловая и стилистическая оценка текста. | 1 | ||||
Риторика – искусство красноречия. 7 часов | |||||
Риторика как искусство красноречия. | Конспектирование; работа со справочной литературой; умение структурировать учебный материал в логической последовательности; проведение грамматических викторин | 1 | |||
Риторика Древней Греции | 1 | ||||
Эллада – родина красноречия. | 1 | ||||
Понятие о софизмах, софистические речи. | 1 | ||||
Сократ – философ и оратор | 1 | ||||
Демосфер – оратор Древней Греции | 1 | ||||
Работа над темпом речи. | 1 | ||||
Защита проектов. 2 часа | |||||
Защита проектов | 1 | ||||
Защита проектов | 1 |
Методическая литература для учителя:
.
Дидактическое оснащение.