Муниципальное образование город Краснодар

Центральный внутригородской округ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия  № 3

Утверждено

решение педсовета протокол №______

от «___»________________

Председатель педсовета

АВТОРСКАЯ  ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«СемьЯ»

для 5 – 7 классов

программу составил:__ЕВТУШЕНКО  ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА,__________

__________класный руководитель 5 «А» класса_________________________

ЭКСПЕРТЫ:

__________     Туриченко И.Е., учитель английского языка, высшая категория

                                  (Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)

__________    Лисун Г.В., учитель начальных классов, высшая категория____

                                (Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)

__________      Игнатова С.В., заместитель директора по ВР_________________

                 (Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)

Программа воспитательной работы

"Семь "Я" для 5–7 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

“Воспитание — великое дело: им решается участь человека”.

В.Г. Белинский

          Перестань искоренять недостатки, лучше помоги ученику        

         увидеть сильные стороны его души, а распрямится он сам.

                                                            Старинная русская мудрость 

В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения становится для всех народов и государств одной из самых актуальных.

Что такое воспитание? Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности. В таком случае надо говорить о создании психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих развитию ребёнка, самоопределению в социуме. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком в начале с помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.. Воспитание происходит и на прошлом, и на устремлённом в будущее.

В воспитательном процессе используются разнообразные средства воспитания: игра, познание, предметно-практическая и профессиональная деятельность, окружающие личность продукты материальной культуры, элементы духовной культуры.

В воспитательном процессе выделяются факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура).

Формы организации воспитания: урочная, внеурочная, внешкольная.

В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил, и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную деятельность свободного общения.

Правовой базой для составления программы являются:

  1. Конвенция ООН о правах ребёнка.
  2. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”.
  3. Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Мин.образования России от 01.03.2003г. №30-51-131/1б).
  4. Методические рекомендации Мин. Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Мин.образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б).

Результат воспитания — воспитанность как целостное жизненное поведение.

Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности обучающегося, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными воспитательными задачами и сам процесс их реализации.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание и развитие воспитательной среды, способствующей самовыражению личности и ее становлению; создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности.

ЗАДАЧИ:

  1. Оказывать помощь в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
  2. Оказывать помощь подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.
  3. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  4. Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
  5. Формировать самостоятельность обучающихся, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
  6. Дальше развивать национальное самосознание на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности.

В воспитательной системе существует ряд закономерностей, определяющих принципы воспитательного процесса и выражающих основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.

Первая закономерность: воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов обучающихся при определении целей и задач педагогического процесса.

Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребёнка… Говоря об активности ребёнка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому я опираюсь, прежде всего, на потребности и мотивы ребёнка, стараюсь определять, что является главным для ребёнка на данный момент.

Вторая закономерность определяет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений…

Третья закономерность: эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.

Перечисленные закономерности определяют принципы работы воспитательного процесса. Исходя из основных задач, жизнедеятельность обучающихся организуется на следующих принципах:

  1. Личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, опора на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.
  2. Педагогическая целесообразность: это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребёнка.
  3. Природосообразность: воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психологических особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения.
  4. Культуросообразность: рассматривается нами как формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействия с семьёй.
  5. Принцип событийности: введение в жизнь ребёнка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.
  6. Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности классного руководителя и обучающихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей. В основе этого принципа — определение общих целей педагога и обучающихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
  7. Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, при которых дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.

Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни класса, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям. Критерии служат для решения внутренних задач классного руководителя, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.

Критерием эффективности воспитания являются качества личности выпускника ( в соответствии с моделью выпускника школы, заложенной в Программе развития МОУ СОШ №3)

Перечень основных критериев сводится к следующим:

  1. Самочувствие ребёнка в школе (критерий отношений).
  2. Уровень воспитанности (критерий факта).
  3. Воспитательный коллектив (критерий коллектива).
  4. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
  5. Подготовленность к жизни (критерий времени).

воспитание

  1. Единство воспитания и диагностики (критерий системности работы).

Модель выпускника

развитие

Воспитательная работа                        

обучение

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности , толерантности. Разработана для учащихся 5 – 7 классов и рассчитана на три года.

Программа состоит из трёх ступеней:

I ступень — 5 класс; «Мой дом – моя крепость»

I I ступень — 6 класс; «Мир человеческих чувств»

I I I ступень — 7 класс; «Культура человеческих отношений»

Работа каждой ступени строится по циклическому принципу.

Направления воспитательной программы “Семь “Я” ”:

  1. “Здоровый образ жизни”
  2. “Патриот и гражданин”
  3. “Семья”
  4. “Нравственность, духовность как основа личности”
  5. “Интеллект”
  6. “Мир моих увлечений»
  7. “Креативность”

Прогнозируемые результаты I ступени:

  1. устойчивые положительные результаты обучения;
  2. приобщение к истории своей семьи, школы, города;
  3. повышение уровня социальной комфортности.

Прогнозируемые результаты I I ступени:

  1. проявление уважительного отношения к старшим;
  2. воспитание чувства гордости, любви к родному городу,
  3. формирование негативного отношения к вредным привычкам;
  4. расширение кругозора;
  5. участие в творческой проектной деятельности;
  6. устойчивая воспитанность;
  7. активное участие родителей в жизни класса, школы.

Прогнозируемые результаты I I I ступени:

  1. испытание чувства гордости за свою страну;
  2. владение методами самовоспитания, самоконтроля;
  3. повышение интеллектуального уровня;
  4. проявление самостоятельной творческой активности;
  5. повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.

Содержание программы «Семь «Я» »

I ступень «Мой дом – моя крепость»

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ    

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

«Здоровый образ жизни»

-воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность, что здоровый жизни делает человека свободным и независимым.

« В здоровом теле – здоровый дух»

« За здоровый образ жизни!»

«Мама, папа и я – спортивная семья»

«Олимпийские чемпионы  Кубани»

Спортивный праздник

Лаборатория творчества

Веселые старты

Дуэль знатоков                            

«Патриот и гражданин»

- формировать у учащихся понимание и осознание исторического прошлого;

от воспитания любви к родной школе, к отчему краю – к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу России

«Край родной навек любимый»

«Герои города»

«Ветеран живёт рядом»

«Участники войны – наши соседи»

«Школьный двор самый лучший»

Конкурс сочинений

Ликбез лидера

ШАГ (школа активной гражданственности)

«Дело №…»                              

«И моя Семья»

- направить семейное воспитание на всестороннее развитие детей

« Кто я своему ребёнку ?»

«Дочки – матери»

«Символы моей семьи»

«Возрастные особенности среднего возраста 10-11 лет»

Анкета для родителей

«Дело №…»

Круглый стол  

Совет старейшин

«Интеллект»

- создать для реализации интересов детей и их потребностей в самосовершенствовании; развитие познавательных способностей.

«Юные Архимеды»

«Что? Где? Когда?»

«Воспитание в семье культуры внешнего вида»

«Откуда мы родом?»

Заседание клуба «Буксир» (помощь «неуспешным учащимся»)

Дуэль знатоков

Совет старейшин

Поисковая работа

Помощь в течение года

«Нравственность, духовность как основа личности»

-формирование гуманистических отношений к окружающему миру

«Рождество»

«Участие в празднике проводов зимы «Масленица»

«Традиции нашей семьи»

« Делать добро спешите»

Час открытого времени

«Дело №…»

Совет старейшин

Проектная мастерская

«Мир моих увлечений»

- создавать дружескую и творческую атмосферу, побуждающую у детей интерес к различным видам деятельности

«День рождения только раз в году»

«Я- презентация»

«Мама всякие важны, мамы всякие нужны»

«Дело №…»

ВО! (время общения)

«Дело №…» Концерт для мам и бабушек

«Креативность»

- создавать условия для творческой самореализации обучающихся

«Ярмарка чудес»

«Алло, мы ищем таланты!»

«Тропинка школьная моя»

«Наш класс»

«Кодекс чести класса»

Лаборатория  творчества

«Дело №…»

Совет старейшин

Конкурс рисунков, плакатов

Час открытого времени

I I ступень «Мир человеческих чувств»

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ    

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

«Здоровый образ жизни»

- формировать у ребёнка понимания значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения

«Табак – наш враг»

«Мама, папа и я – здоровая семья»

«Спортсмены нашего города»

«Скажем «НЕТ» вредным привычкам!»

«Загляни в глаза»

«Дело №…»

Спорт праздник

Ликбез лидера

Инкубатор мыслей

 

«Дело №…» Создание проекта        

«Патриот и гражданин»

- формировать у учащихся понимание и осознание исторического прошлого;

от воспитания любви к родной школе, к отчему краю – к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу России

«Мой любимый город»

«Государственные символы России»

«Краснодар  в моей судьбе»

Посещение краеведческого музея

Краеведческая экспедиция

Ликбез лидера

Экскурсия

«Великие ценности»

«Семья»

- обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы

«Семейный альбом»

«Научитесь сами и научите детей»

«Без матери нет ни поэта, ни героя»

«Права и обязанности детей»

«Дело №…»

Совет старейшин

Лаборатория творчества

Совет старейшин

«Интеллект»

- создать условия для реализации интересов детей и их потребностей;

развитие познавательных способностей.

«Мы Академисты!»

«Здравствуй, инопланетянин»

«Мои интересы, мои потребности»

«Мой характер»

«Родители и дети»

«Что такое хорошо? И что такое плохо?»

«Без матерей немыслима Россия»

«Малая Академия»

Прием в Малую Академию

Просветительский ликбез

Лавка мудростей

ВО! (время общения)

Круглый стол совместно с Советом старейшин

Инкубатор мыслей

Лаборатория творчества

Организация в течение года работы учащихся в группах Малой Академии

«Нравственность и духовность как основа личности»

- формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям

« Великодушие силы»

«Последний подвиг»

«Улыбка матери»

«Учись видеть прекрасное в человеке»

«Какой мы коллектив»

Практикум добра

ШАГ (школа активной гражданственности)

Мастерская (родители +дети)

Практическое занятие

Час открытого времени

«Мир моих увлечений»

- повышать мастерство и содействовать профессиональной ориентации юных исполнителей

«Мисс «Осень»»

«Рыцарский турнир»

«Дуэль анекдотная»

Операция «Новый год»

«Я-презентация»

Дефиле

Совет старейшин

ВО! (время общения)

Подготовка к новому году

Лидер-презентация

«Креативность»

- способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей,  предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами  

«История одного шедевра»

«Что сделано своими руками?»

«Этикет - ка»

«День прощения»

«Кавказ – чудо природы!»

Дуэль знатоков

«Дело №…»

Протокольный этикет

Игротерапия

Поездка выходного дня

I I I ступень «Культура человеческих отношений»

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ    

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

«Здоровый образ жизни»

- осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей; воспитывать личностную рефлексию обучающихся по проблеме (коррекция мнения о себе и своём здоровье)

«Мы против наркотиков!»

«Гармония общения – это залог психического здоровья ребёнка»

«Учителя + ученики = дружба»

«Похороны» дурных привычек»

«Дело №…»

Совет старейшин

Час открытого времени Лаборатория творчества

«Патриот и гражданин»

- воспитывать патриотические чувства у учащихся;

- обучать пониманию смысла человеческого существования

«Не лозунги, а дела»

«Улицы города»

«У войны не женское лицо»

Оказание помощи ветеранам войны

«Жизнь дана на добрые дела»

«С чего начинается школа?»

«Дело №…»

«Дело №…»

ЖЗЛ – жизнь замечательных людей

Трудовой десант

Костер дружбы

Встреча с учителями – ветеранами                              

«Семья»

- создать атмосферу заинтересованности друг в друге;

- направить семейное воспитание на всестороннее развитие детей

«Отцы и дети»

«Её величество женщина»

«Смотр семейных талантов»

Ролевая игра

Костер дружбы

Совместное заседание «Поле чудес»

«Интеллект»

- создать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии; развитие познавательных способностей.

«Мы академисты»

«Мои интересы, мои возможности»

«Типы характера  человека»

«Чувство времени»

«Хлеб всему голова»

Организация в течение года посещение занятий в Малой Академии

Час открытого времени

ВО! (время общения)

Журналистские расследования

«Нравственность и духовность как основа личности»

-  формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, усвоение, присвоение этих ценностей

«Что такое духовное богатство человека?»

«Семейные традиции и праздники»

«Во что мы верим»

«Города – герои» (поездка в город-герой Новороссийск)

«Вещи наших бабушек»

«Можно ли стать героем в мирное время?»

Журналистские расследования Совет старейшин

Экскурсия в храм «Великие ценности»

Экскурсия  «Великие ценности»

Лаборатория творчества

Час открытого времени

«Мир моих увлечений»

- развивать творческую личность

учащихся  в процессе культурно-досуговой деятельности

«Новогодний карнавал»

«Юмор и смех достойны всех»

Посиделки

«Праздник красоты»

«Здравствуй, племя, младое…»

Денс-парк

Совместное заседание «Поле чудес»

ВО! (время общения)

Дефиле

Организация поездки в Санкт- Петербург

«Креативность»

- развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержание индивидуальности

«Вспомните, ребята, песни о войне»

«Наши братья меньшие»

«Сделай мир добрее»

«Дифирамб - тур»

Литературно-музыкальная гостиная

Мастерская

«Дело №…»

ВО! (время общения)