Муниципальное образование город Краснодар
Центральный внутригородской округ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 3
Утверждено
решение педсовета протокол №______
от «___»________________
Председатель педсовета
программу составил:__ЕВТУШЕНКО ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА,__________
__________класный руководитель 5 «А» класса_________________________
ЭКСПЕРТЫ:
__________ Туриченко И.Е., учитель английского языка, высшая категория
(Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)
__________ Лисун Г.В., учитель начальных классов, высшая категория____
(Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)
__________ Игнатова С.В., заместитель директора по ВР_________________
(Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)
“Воспитание — великое дело: им решается участь человека”.
В.Г. Белинский
Перестань искоренять недостатки, лучше помоги ученику
увидеть сильные стороны его души, а распрямится он сам.
Старинная русская мудрость
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения становится для всех народов и государств одной из самых актуальных.
Что такое воспитание? Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности. В таком случае надо говорить о создании психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих развитию ребёнка, самоопределению в социуме. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком в начале с помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.. Воспитание происходит и на прошлом, и на устремлённом в будущее.
В воспитательном процессе используются разнообразные средства воспитания: игра, познание, предметно-практическая и профессиональная деятельность, окружающие личность продукты материальной культуры, элементы духовной культуры.
В воспитательном процессе выделяются факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура).
Формы организации воспитания: урочная, внеурочная, внешкольная.
В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил, и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную деятельность свободного общения.
Правовой базой для составления программы являются:
Результат воспитания — воспитанность как целостное жизненное поведение.
Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности обучающегося, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными воспитательными задачами и сам процесс их реализации.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание и развитие воспитательной среды, способствующей самовыражению личности и ее становлению; создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности.
ЗАДАЧИ:
В воспитательной системе существует ряд закономерностей, определяющих принципы воспитательного процесса и выражающих основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.
Первая закономерность: воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов обучающихся при определении целей и задач педагогического процесса.
Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребёнка… Говоря об активности ребёнка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому я опираюсь, прежде всего, на потребности и мотивы ребёнка, стараюсь определять, что является главным для ребёнка на данный момент.
Вторая закономерность определяет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений…
Третья закономерность: эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.
Перечисленные закономерности определяют принципы работы воспитательного процесса. Исходя из основных задач, жизнедеятельность обучающихся организуется на следующих принципах:
Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни класса, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям. Критерии служат для решения внутренних задач классного руководителя, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.
Критерием эффективности воспитания являются качества личности выпускника ( в соответствии с моделью выпускника школы, заложенной в Программе развития МОУ СОШ №3)
Перечень основных критериев сводится к следующим:
воспитание
Модель выпускника
развитие
Воспитательная работа
обучение
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности , толерантности. Разработана для учащихся 5 – 7 классов и рассчитана на три года.
Программа состоит из трёх ступеней:
I ступень — 5 класс; «Мой дом – моя крепость»
I I ступень — 6 класс; «Мир человеческих чувств»
I I I ступень — 7 класс; «Культура человеческих отношений»
Работа каждой ступени строится по циклическому принципу.
Направления воспитательной программы “Семь “Я” ”:
Прогнозируемые результаты I ступени:
Прогнозируемые результаты I I ступени:
Прогнозируемые результаты I I I ступени:
Содержание программы «Семь «Я» »
I ступень «Мой дом – моя крепость»
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
«Здоровый образ жизни» | -воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность, что здоровый жизни делает человека свободным и независимым. | « В здоровом теле – здоровый дух» « За здоровый образ жизни!» «Мама, папа и я – спортивная семья» «Олимпийские чемпионы Кубани» | Спортивный праздник Лаборатория творчества Веселые старты Дуэль знатоков |
«Патриот и гражданин» | - формировать у учащихся понимание и осознание исторического прошлого; от воспитания любви к родной школе, к отчему краю – к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу России | «Край родной навек любимый» «Герои города» «Ветеран живёт рядом» «Участники войны – наши соседи» «Школьный двор самый лучший» | Конкурс сочинений Ликбез лидера ШАГ (школа активной гражданственности) «Дело №…» |
«И моя Семья» | - направить семейное воспитание на всестороннее развитие детей | « Кто я своему ребёнку ?» «Дочки – матери» «Символы моей семьи» «Возрастные особенности среднего возраста 10-11 лет» | Анкета для родителей «Дело №…» Круглый стол Совет старейшин |
«Интеллект» | - создать для реализации интересов детей и их потребностей в самосовершенствовании; развитие познавательных способностей. | «Юные Архимеды» «Что? Где? Когда?» «Воспитание в семье культуры внешнего вида» «Откуда мы родом?» Заседание клуба «Буксир» (помощь «неуспешным учащимся») | Дуэль знатоков Совет старейшин Поисковая работа Помощь в течение года |
«Нравственность, духовность как основа личности» | -формирование гуманистических отношений к окружающему миру | «Рождество» «Участие в празднике проводов зимы «Масленица» «Традиции нашей семьи» « Делать добро спешите» | Час открытого времени «Дело №…» Совет старейшин Проектная мастерская |
«Мир моих увлечений» | - создавать дружескую и творческую атмосферу, побуждающую у детей интерес к различным видам деятельности | «День рождения только раз в году» «Я- презентация» «Мама всякие важны, мамы всякие нужны» | «Дело №…» ВО! (время общения) «Дело №…» Концерт для мам и бабушек |
«Креативность» | - создавать условия для творческой самореализации обучающихся | «Ярмарка чудес» «Алло, мы ищем таланты!» «Тропинка школьная моя» «Наш класс» «Кодекс чести класса» | Лаборатория творчества «Дело №…» Совет старейшин Конкурс рисунков, плакатов Час открытого времени |
I I ступень «Мир человеческих чувств»
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
«Здоровый образ жизни» | - формировать у ребёнка понимания значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения | «Табак – наш враг» «Мама, папа и я – здоровая семья» «Спортсмены нашего города» «Скажем «НЕТ» вредным привычкам!» «Загляни в глаза» | «Дело №…» Спорт праздник Ликбез лидера Инкубатор мыслей
«Дело №…» Создание проекта |
«Патриот и гражданин» | - формировать у учащихся понимание и осознание исторического прошлого; от воспитания любви к родной школе, к отчему краю – к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу России | «Мой любимый город» «Государственные символы России» «Краснодар в моей судьбе» Посещение краеведческого музея | Краеведческая экспедиция Ликбез лидера Экскурсия «Великие ценности» |
«Семья» | - обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы | «Семейный альбом» «Научитесь сами и научите детей» «Без матери нет ни поэта, ни героя» «Права и обязанности детей» | «Дело №…» Совет старейшин Лаборатория творчества Совет старейшин |
«Интеллект» | - создать условия для реализации интересов детей и их потребностей; развитие познавательных способностей. | «Мы Академисты!» «Здравствуй, инопланетянин» «Мои интересы, мои потребности» «Мой характер» «Родители и дети» «Что такое хорошо? И что такое плохо?» «Без матерей немыслима Россия» «Малая Академия» | Прием в Малую Академию Просветительский ликбез Лавка мудростей ВО! (время общения) Круглый стол совместно с Советом старейшин Инкубатор мыслей Лаборатория творчества Организация в течение года работы учащихся в группах Малой Академии |
«Нравственность и духовность как основа личности» | - формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям | « Великодушие силы» «Последний подвиг» «Улыбка матери» «Учись видеть прекрасное в человеке» «Какой мы коллектив» | Практикум добра ШАГ (школа активной гражданственности) Мастерская (родители +дети) Практическое занятие Час открытого времени |
«Мир моих увлечений» | - повышать мастерство и содействовать профессиональной ориентации юных исполнителей | «Мисс «Осень»» «Рыцарский турнир» «Дуэль анекдотная» Операция «Новый год» «Я-презентация» | Дефиле Совет старейшин ВО! (время общения) Подготовка к новому году Лидер-презентация |
«Креативность» | - способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами | «История одного шедевра» «Что сделано своими руками?» «Этикет - ка» «День прощения» «Кавказ – чудо природы!» | Дуэль знатоков «Дело №…» Протокольный этикет Игротерапия Поездка выходного дня |
I I I ступень «Культура человеческих отношений»
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
«Здоровый образ жизни» | - осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей; воспитывать личностную рефлексию обучающихся по проблеме (коррекция мнения о себе и своём здоровье) | «Мы против наркотиков!» «Гармония общения – это залог психического здоровья ребёнка» «Учителя + ученики = дружба» «Похороны» дурных привычек» | «Дело №…» Совет старейшин
Час открытого времени Лаборатория творчества |
«Патриот и гражданин» | - воспитывать патриотические чувства у учащихся; - обучать пониманию смысла человеческого существования | «Не лозунги, а дела» «Улицы города» «У войны не женское лицо» Оказание помощи ветеранам войны «Жизнь дана на добрые дела» «С чего начинается школа?» | «Дело №…» «Дело №…» ЖЗЛ – жизнь замечательных людей Трудовой десант Костер дружбы Встреча с учителями – ветеранами |
«Семья» | - создать атмосферу заинтересованности друг в друге; - направить семейное воспитание на всестороннее развитие детей | «Отцы и дети» «Её величество женщина» «Смотр семейных талантов» | Ролевая игра Костер дружбы
Совместное заседание «Поле чудес» |
«Интеллект» | - создать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии; развитие познавательных способностей. | «Мы академисты» «Мои интересы, мои возможности» «Типы характера человека» «Чувство времени» «Хлеб всему голова» | Организация в течение года посещение занятий в Малой Академии Час открытого времени ВО! (время общения) Журналистские расследования |
«Нравственность и духовность как основа личности» | - формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, усвоение, присвоение этих ценностей | «Что такое духовное богатство человека?» «Семейные традиции и праздники» «Во что мы верим» «Города – герои» (поездка в город-герой Новороссийск) «Вещи наших бабушек» «Можно ли стать героем в мирное время?» | Журналистские расследования Совет старейшин Экскурсия в храм «Великие ценности» Экскурсия «Великие ценности» Лаборатория творчества Час открытого времени |
«Мир моих увлечений» | - развивать творческую личность учащихся в процессе культурно-досуговой деятельности | «Новогодний карнавал» «Юмор и смех достойны всех» Посиделки «Праздник красоты» «Здравствуй, племя, младое…» | Денс-парк Совместное заседание «Поле чудес» ВО! (время общения) Дефиле Организация поездки в Санкт- Петербург |
«Креативность» | - развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержание индивидуальности | «Вспомните, ребята, песни о войне» «Наши братья меньшие» «Сделай мир добрее» «Дифирамб - тур» | Литературно-музыкальная гостиная Мастерская «Дело №…» ВО! (время общения) |