9

                                                 город Краснодар                                       

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №3

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 30 августа 2010   года

Председатель педсовета

 _____________     ___________.

      подпись руководителя           Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По            __литературе                                                                        

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) ______________5 класс_______________________      

                    (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов _68__               Уровень _______базовый________

                                                                                                                               (базовый, профильный)            

Учитель    _______Евтушенко Елена Леонидовна                                        

Программа разработана на основе Программы общеобразовательных                 учреждений.  ЛИТЕРАТУРА 5 – 11 классы (Базовый уровень) Под редакцией В. Я. Коровиной. Москва, «Просвещение», 2007 год                                        

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

1. Пояснительная записка

Программа по литературе в 5 классе составлена  на основе федерального компонента основного общего образования и Программы по литературе В. Я. Коровиной.  Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у  учащихся представления о логике развития литературного процесса.

     Программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  1. осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  2. выразительное чтение художественного текста;
  3. различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  4. ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  5. заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  6. анализ и интерпретация произведения;
  7. составление планов и написание отзывов о произведениях;
  8. написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  9. целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На основании вышеизложенного предлагается следующее тематическое распределения часов:

№/№

Тема разделов литературы

Кол-во часов

Государственная программа

Программа

1

ВВЕДЕНИЕ

1ч.

2

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

6 ч.

3

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 ч.

4

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА

1 ч.

5

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА

27 ч.

И. А. Крылов

4 ч.

В. А. Жуковский

2ч.

А. С. Пушкин

3 ч.

А. Погорельский

1 ч.

В. М. Гаршин «Attalea Princeps».

1 ч.

М. Ю. Лермонтов

1 ч.

Н. В. Гоголь

1 ч.

Н. А. Некрасов

3 ч.

И. С. Тургенев

4 ч.

А. Фет

1 ч.

Л. Н. Толстой

3 ч.

А. П. Чехов

2 ч.

Поэты 19 века о Родине

2 ч.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА

14 ч.

И. А. Бунин

1 ч.

В. Г. Короленко

3 ч.

С. Есенин

1 ч.

П. П. Бажов

2 ч.

К. Паустовский

2 ч.

С. Я. Маршак

3 ч.

А. Платонов

1 ч.

В.П.Астафьев.

1 ч

«Ради жизни на земле…»

2 ч.

Произведения о  Родине и природе

2ч.

Писатели улыбаются

2 ч.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

10 ч

Р. Л. Стивенсон

1 ч.

Д.  Дефо

2ч.

Х. К. Андерсен

3ч.

Ж. Санд

1 ч.

М. Твен

2 ч.

Д. Лондон

1 ч

Всего

68

2. Содержание обучения: требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по предмету.

        

№ п/п

Тематика практических работ

Количество часов

Сочинение – сказка.

1 ч.

Сочинение «Образ Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму».

1 ч.

Сочинение «Уроки сказки С. Я. Маршака  «Двенадцать месяцев».

1 ч.

Сочинение «Какое  произведение русской классики мне понравилось и почему?».

1 ч.

Сочинение. «Любимый герой сказки Андерсена «Снежная королева».

1 ч.

3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

      1. Коровина В. Я. «Литература. 5 класс». Учебник-хрестоматия   в двух частях. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Мнемозина», 2009.

  1. Е. Н. Колокольцев. «Развитие речи.  Русский язык и литература». (Репродукции картин. 5-7 класс.  Учебно-наглядное пособие. Москва,  «Дрофа», 2002.
  2.   «Программы общеобразовательных учреждений Литература Под редакцией  В. Я. Коровиной 5-11 классы (Базовый уровень)  «Просвещение». Москва, 2005.
  3. Коровина В. Я., Литература: 5 класс, Методические советы, Москва,  «Просвещение», 2003 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания

методического

объединения  

учителей

от «__» августа  №__,

_______       Калинина Л.П.

(подпись)

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_________           ___________        

(подпись)                     Расшифровка подписи.              ____________      Дата

           

Согласовано

заместитель директора по УВР

__________________________

«___» __________ 2010  года

                                                 город Краснодар                                       

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №3

(полное наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по __________литературе______________

(указать предмет, курс, модуль)

Класс    ____________________________5 «А» __________________________

Учитель _______________Евтушенко Елена Леонидовна______________

Количество часов: всего ____68___ часов; в неделю _____2___ часов;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Евтушенко Е.Л., утвержденной решением педагогического совета,                 протокол №1 от 30 августа 2010 года                                                        

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)


№/№

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование урока

ВВЕДЕНИЕ

1

Писатели о роли книги в жизни человека и общества.

1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

6

Фольклор – коллективное народное творчество. Кубан. Кубанский фольклор.

1

Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Кубан. Малые жанры фольклора на Кубани.

1

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Сказки как вид народной прозы.  Сказки о животных, волшебные, бытовые.  «Царевна-лягушка». Образ невесты-лягушки.

1

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.

1

«Иван-крестьянский сын  и чудо-юдо». Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли  сказки.

1

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о сраведливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

1

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

1

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА

1

М. В. Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме.

1

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА

27

Жанр  басни. Истоки басенного жанра, русские баснописцы.

1

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце.  Басня «Ворона и лисица», «Волк и ягнёнок». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности.

1

И. А. Крылов. «Свинья под дубом». Рассказ и мораль в басне. Аллегория.

1

И. А. Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне. Аллегория.

1

В. А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте.  Жуковский-сказочник.«Спящая царевна». Герои литературной сказки, особенности сюжета.

1

В. А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

1

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта.  КУБАН. А. С. Пушкин на Кубани. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни.

1

А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…» Пролог к поэме «Руслан и Людмила» .

1

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - её истоки. Противостояние добрых и злых сил в сказке.

1

РР Сочинение -  сказка.

1

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

1

В. М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке.

1

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о  поэте. КУБАН. Лермонтов на Кубани. «Бородино» – отклик на 25-летнюю  годовщину Бородинского сражения.

1

Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни.

1

Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа.

1

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» Поэтический образ русской женщины.

1

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых.

1

И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе.   «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права.

1

Духовные и нравственные качества Герасима.

1

Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

1

РР Сочинение.  «Образ  Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму».

1

А.  Фет. «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения   картина весенней природы.

1

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность  и жестокость национальной вражды.

1

Жилин и Костылин – два разных характера, две разных судьбы.

1

Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей.  

1

А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации.

1

В\ч А. П. Чехов. Осмеяние глупости и невежества героев ранних рассказов.

1

ПОЭТЫ 19 ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

2

Поэты 19 века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев, А. Н. Плещеев. КУБАН. Стихи русских поэтов 19 века о природе Кубани.

1

Поэты 19 века о Родине и родной природе. И. С. Никитин. А. Н. Майков. И. З. Суриков.  КУБАН. Стихи русских поэтов о природе Кубани.

1

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА

14

 И. А.  Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе.

1

В. Г. Короленко. Кубан. Краткий рассказ о писателе и о его пребывании на Кубани. «В дурном обществе». Жизнь детей в благополучной и обездоленной семье.  

1

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Равнодушие окружающих людей к беднякам.    

1

Отец и сын. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

1

С. А. Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул дом родной…» и «Низкий дом с голубыми ставнями» - поэтическое изображение родной природы.

1

П. П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы хозяйка». Реальность  и фантастика в сказе.  

1

В\ч П. П. Бажов. «Каменный цветок». Своеобразие языка, интонации сказа.

1

К. Паустовский. Краткий рассказ о писателе.  «Тёплый хлеб». Реальное и фантастическое в сказках  Паустовского.

1

К. Паустовский. «Заячьи лапы». Доброта и сострадание в сказках Паустовского.

1

С. Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса – сказка.

1

Положительные и отрицательные герои сказки Маршака. Победа добра над злом.

1

Художественные особенности пьесы-сказки.  Сочинение «Уроки сказки С. Я. Маршака  «Двенадцать месяцев».

1

А. Платонов Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика.  Главный герой рассказа.

1

В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу.

1

«РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ…»

2

 Стихотворные произведения  о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»  КУБАН. Стихи кубанских поэтов о Великой Отечественной войне.

1

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». КУБАН. Стихи кубанских поэтов о Великой Отечественной войне.

1

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

2

И. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»,А. Прокофьев. «Алёнушка». Стихотворные лирические произведения о Родине и родной природе. КУБАН. Стихи В. Подкопаева о природе Кубани.

1

Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон -Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. КУБАН. Стихи В. Гончарова  о природе Кубани.

1

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

2

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь

-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

1

РР Сочинение. «Какое произведение русской литературы мне понравилось и почему?»

1

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

10

Р. Л. Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиции предков.

1

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.  «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя.

1

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

1

Х. К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Кай и Герда.

1

Мужественное сердце Герды.

1

Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней.  РР Сочинение. «Любимый герой сказки Андерсена «Снежная королева».

1

Жорж Санд «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

1

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.  «Приключения Тома Сойера». Том и Гек.  Дружба мальчиков.

1

М. Твен.   «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков.

1

Д. Лондон. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу. Мастерство писателя.

1

ИТОГО: 68 часа

СОЧИНЕНИЙ –5