9
город Краснодар
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №3
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 30 августа 2010 года
Председатель педсовета
_____________ ___________.
подпись руководителя Ф.И.О.
По __литературе
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) ______________5 класс_______________________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов _68__ Уровень _______базовый________
(базовый, профильный)
Учитель _______Евтушенко Елена Леонидовна
Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений. ЛИТЕРАТУРА 5 – 11 классы (Базовый уровень) Под редакцией В. Я. Коровиной. Москва, «Просвещение», 2007 год
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
1. Пояснительная записка
Программа по литературе в 5 классе составлена на основе федерального компонента основного общего образования и Программы по литературе В. Я. Коровиной. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.
Программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
На основании вышеизложенного предлагается следующее тематическое распределения часов:
№/№ | Тема разделов литературы | Кол-во часов | |
Государственная программа | Программа | ||
1 | ВВЕДЕНИЕ | 1ч. | |
2 | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО |
| 6 ч. |
3 | ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 1 ч. | |
4 | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА | 1 ч. | |
5 | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА | 27 ч. | |
И. А. Крылов | 4 ч. | ||
В. А. Жуковский | 2ч. | ||
А. С. Пушкин | 3 ч. | ||
А. Погорельский | 1 ч. | ||
В. М. Гаршин «Attalea Princeps». | 1 ч. | ||
М. Ю. Лермонтов | 1 ч. | ||
Н. В. Гоголь | 1 ч. | ||
Н. А. Некрасов | 3 ч. | ||
И. С. Тургенев | 4 ч. | ||
А. Фет | 1 ч. | ||
Л. Н. Толстой | 3 ч. | ||
А. П. Чехов | 2 ч. | ||
Поэты 19 века о Родине | 2 ч. | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА | 14 ч. | ||
И. А. Бунин | 1 ч. | ||
В. Г. Короленко | 3 ч. | ||
С. Есенин | 1 ч. | ||
П. П. Бажов | 2 ч. | ||
К. Паустовский | 2 ч. | ||
С. Я. Маршак | 3 ч. | ||
А. Платонов | 1 ч. | ||
В.П.Астафьев. | 1 ч | ||
«Ради жизни на земле…» | 2 ч. | ||
Произведения о Родине и природе | 2ч. | ||
Писатели улыбаются |
| 2 ч. | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 10 ч | ||
Р. Л. Стивенсон | 1 ч. | ||
Д. Дефо | 2ч. | ||
Х. К. Андерсен | 3ч. | ||
Ж. Санд | 1 ч. | ||
М. Твен | 2 ч. | ||
Д. Лондон | 1 ч | ||
Всего | 68 |
2. Содержание обучения: требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по предмету.
№ п/п | Тематика практических работ | Количество часов |
Сочинение – сказка. | 1 ч. | |
Сочинение «Образ Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму». | 1 ч. | |
Сочинение «Уроки сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 ч. | |
Сочинение «Какое произведение русской классики мне понравилось и почему?». | 1 ч. | |
Сочинение. «Любимый герой сказки Андерсена «Снежная королева». | 1 ч. |
3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Коровина В. Я. «Литература. 5 класс». Учебник-хрестоматия в двух частях. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Мнемозина», 2009.
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания
методического
объединения
учителей
от «__» августа №__,
_______ Калинина Л.П.
(подпись)
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
_________ ___________
(подпись) Расшифровка подписи. ____________ Дата
Согласовано
заместитель директора по УВР
__________________________
«___» __________ 2010 года
город Краснодар
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №3
(полное наименование образовательного учреждения)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по __________литературе______________
(указать предмет, курс, модуль)
Учитель _______________Евтушенко Елена Леонидовна______________
Количество часов: всего ____68___ часов; в неделю _____2___ часов;
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
№/№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование урока |
ВВЕДЕНИЕ | 1 | |||
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. | 1 | |||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | 6 | |||
Фольклор – коллективное народное творчество. Кубан. Кубанский фольклор. | 1 | |||
Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Кубан. Малые жанры фольклора на Кубани. | 1 | |||
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ | ||||
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. «Царевна-лягушка». Образ невесты-лягушки. | 1 | |||
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1 | |||
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. | 1 | |||
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о сраведливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. | 1 | |||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 1 | |||
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. | 1 | |||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА | 1 | |||
М. В. Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. | 1 | |||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА | 27 | |||
Жанр басни. Истоки басенного жанра, русские баснописцы. | 1 | |||
И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Басня «Ворона и лисица», «Волк и ягнёнок». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности. | 1 | |||
И. А. Крылов. «Свинья под дубом». Рассказ и мораль в басне. Аллегория. | 1 | |||
И. А. Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне. Аллегория. | 1 | |||
В. А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Жуковский-сказочник.«Спящая царевна». Герои литературной сказки, особенности сюжета. | 1 | |||
В. А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. | 1 | |||
А. С. Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта. КУБАН. А. С. Пушкин на Кубани. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни. | 1 | |||
А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…» Пролог к поэме «Руслан и Людмила» . | 1 | |||
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - её истоки. Противостояние добрых и злых сил в сказке. | 1 | |||
РР Сочинение - сказка. | 1 | |||
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. | 1 | |||
В. М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. | 1 | |||
М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. КУБАН. Лермонтов на Кубани. «Бородино» – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | 1 | |||
Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни. | 1 | |||
Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. | 1 | |||
Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» Поэтический образ русской женщины. | 1 | |||
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. | 1 | |||
И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. | 1 | |||
Духовные и нравственные качества Герасима. | 1 | |||
Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. | 1 | |||
РР Сочинение. «Образ Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму». | 1 | |||
А. Фет. «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. | 1 | |||
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. | 1 | |||
Жилин и Костылин – два разных характера, две разных судьбы. | 1 | |||
Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. | 1 | |||
А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. | 1 | |||
В\ч А. П. Чехов. Осмеяние глупости и невежества героев ранних рассказов. | 1 | |||
ПОЭТЫ 19 ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ | 2 | |||
Поэты 19 века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев, А. Н. Плещеев. КУБАН. Стихи русских поэтов 19 века о природе Кубани. | 1 | |||
Поэты 19 века о Родине и родной природе. И. С. Никитин. А. Н. Майков. И. З. Суриков. КУБАН. Стихи русских поэтов о природе Кубани. | 1 | |||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА | 14 | |||
И. А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. | 1 | |||
В. Г. Короленко. Кубан. Краткий рассказ о писателе и о его пребывании на Кубани. «В дурном обществе». Жизнь детей в благополучной и обездоленной семье. | 1 | |||
В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Равнодушие окружающих людей к беднякам. | 1 | |||
Отец и сын. Взаимопонимание – основа отношений в семье. | 1 | |||
С. А. Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул дом родной…» и «Низкий дом с голубыми ставнями» - поэтическое изображение родной природы. | 1 | |||
П. П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. | 1 | |||
В\ч П. П. Бажов. «Каменный цветок». Своеобразие языка, интонации сказа. | 1 | |||
К. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб». Реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | 1 | |||
К. Паустовский. «Заячьи лапы». Доброта и сострадание в сказках Паустовского. | 1 | |||
С. Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса – сказка. | 1 | |||
Положительные и отрицательные герои сказки Маршака. Победа добра над злом. | 1 | |||
Художественные особенности пьесы-сказки. Сочинение «Уроки сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | |||
А. Платонов Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа. | 1 | |||
В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу. | 1 | |||
«РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ…» | 2 | |||
Стихотворные произведения о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…» КУБАН. Стихи кубанских поэтов о Великой Отечественной войне. | 1 | |||
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». КУБАН. Стихи кубанских поэтов о Великой Отечественной войне. | 1 | |||
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ | 2 | |||
И. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»,А. Прокофьев. «Алёнушка». Стихотворные лирические произведения о Родине и родной природе. КУБАН. Стихи В. Подкопаева о природе Кубани. | 1 | |||
Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон -Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. КУБАН. Стихи В. Гончарова о природе Кубани. | 1 | |||
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ | 2 | |||
Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь -Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. | 1 | |||
РР Сочинение. «Какое произведение русской литературы мне понравилось и почему?» | 1 | |||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 10 | |||
Р. Л. Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиции предков. | 1 | |||
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. | 1 | |||
Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 1 | |||
Х. К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Кай и Герда. | 1 | |||
Мужественное сердце Герды. | 1 | |||
Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. РР Сочинение. «Любимый герой сказки Андерсена «Снежная королева». | 1 | |||
Жорж Санд «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. | 1 | |||
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. | 1 | |||
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. | 1 | |||
Д. Лондон. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу. Мастерство писателя. | 1 | |||
ИТОГО: 68 часа | ||||
СОЧИНЕНИЙ –5 |